Архитектура периода укрепления и развития феодализма - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура периода укрепления и развития феодализма

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Молдавии и Валахии
Крепость Арджеш, XIV в. План
Крепость Арджеш, XIV в. План
    Сложение феодальных румынских государств означало большой шаг вперед и для развития архитектуры. Опираясь на наследие древних времен и опыт, накопленный местными мастерами в период развития феодальных отношений в XII и XIII вв., архитектура XIV в. все же находилась под влиянием Запада — романской и готической архитектуры и Востока — архитектуры Византийской империи и, в особенности, славянских стран — Болгарии и Сербии.
    Борьба между этими влияниями в Румынии, которая закончилась в пользу Востока, точно отражала международное положение Молдавии и Валахии. В то же время она обусловила те своеобразные черты, которые приобрела румынская архитектура на последующих этапах своего развития.
    Влияние Запада чувствовалось, в первую очередь, в области военной архитектуры. Планировку и элементы, носящие отпечаток архитектуры Запада, мы находим почти во всех руинах крепостей, таких как крепость Арджеш в Валахии, расположенная на вершине горы над долиной реки Арджеш, в 30 км от главного города Куртя де Арджеш, или знаменитая крепость Нямц в Молдавии, построенная Петром I Мушат (1374—1391 гг.), или укрепленный замок правителей крепости Сучава.
Крепость Арджеш, XIV в. Общий вид
Крепость Арджеш, XIV в. Общий вид
Крепость Нямц, XIV в. Южный фасад и план
Крепость Нямц, XIV в. Южный фасад и план
    Очевидно, под влиянием обмена опытом между местными зодчими и трансильванцами, строившими на территории южных и восточных Карпат готические церкви для католического населения (такие церкви были воздвигнуты в городах Кымпу-Лунг, Куртя де Арджеш, Тырговиште, Бая, Сирет), западноевропейское влияние, от которого Валахия освободилась еще в первой половине XIV в., было более действенным в Молдавии.
    Здесь не только ранние каменные здания — крепости, замки, церкви — были задуманы в духе, характерном для трансильванского романо-готического стиля, но и позднее, до конца XVI в., молдавская архитектура, в целом весьма единая и оригинальная, продолжала перерабатывать и включать в декоративную обработку своих построек много элементов готического происхождения: наличники окон и дверей, рельефные орнаменты, контрфорсы и др.
Рэдэуц. Церковь Николая, XIV в. Общий вид с юго-запада
Рэдэуц. Церковь Николая, XIV в. Общий вид с юго-запада
Рэдэуц. Церковь Николая, XIV в. Общий вид с юго-запада
Рэдэуц. Церковь Николая, XIV в. Общий вид с юго-запада
    Самая древняя каменная церковь, сохранившаяся в Молдавии, — собор Николая в городе Рэдэуц, построенный, вероятно, первым независимым воеводой Богданом I (1359—1365 гг.), представляет собой романскую трехнефную базилику, приспособленную к требованиям православного культа путем разделения ее внутри на притвор и собственно церковь.
    Очень тонко выполненные и включенные в композицию нескольких церквей последующего периода формы романо-готической архитектуры все же не соответствовали местному вкусу. Поэтому во второй половине XIV столетия, как только организовалась подчиненная константинопольскому патриарху митрополия Валахии и Молдавии, культовая архитектура обратилась преимущественно к формам, принятым в византийских храмах.
    Памятники архитектуры, возникшие при этой новой ориентации, связаны одни через посредство Болгарии с Византией, другие — с сербской архитектурной школой, развившейся во второй половине XIV столетия в долине Моравы.
    Наиболее характерным зданием первой группы является "господарская" церковь Николая в Куртя де Арджеш, начатая при основателе независимого государства Валахии Басарабе I и почти законченная ко дню его смерти (1352 г.). Эта княжеская постройка была задумана по классическому образцу византийской крестовокупольной церкви позднего периода с пониженными угловыми частями. Она состоит из узкого притвора, широкого квадратного в плане храма с четырьмя колоннами посередине и алтарной апсидой, имеющей по бокам по одной маленькой апсиде для жертвенника и диаконника.
Куртя де Арджеш. Княжеская церковь Николая, середина XIV в. Аксонометрический разрез и план
Куртя де Арджеш. Княжеская церковь Николая, середина XIV в. Аксонометрический разрез и план
Куртя де Арджеш. Княжеская церковь Николая, середина XIV в. Общий вид с юго-запада
Куртя де Арджеш. Княжеская церковь Николая, середина XIV в. Общий вид с юго-запада
    Храм удивительно монументален не столько по своей величине, сколько простой комбинацией гладких поверхностей стен, арок и сводов, над которыми возвышается массивный, но изящный барабан.
    Во внешнем облике храма строгое изящество архитектурных форм барабана и карнизов сочетается со строгой простотой фасадов основного объема, который был обработан только ритмическим чередованием рядов грубо отесанного камня с лицевым кирпичом, без всяких других украшений (карнизы окон из резного камня были добавлены в середине XVIII в.).
Монастырь Козия. Церковь, конец XIV в. Общий вид с юго-востока
Монастырь Козия. Церковь, конец XIV в. Общий вид с юго-востока
Монастырь Козия. Церковь, конец XIV в. План и разрез
Монастырь Козия. Церковь, конец XIV в. План и разрез
    Среди культовых зданий, при строительстве которых был использован опыт, накопленный сербской архитектурой Моравской школы, самым интересным сооружением является церковь монастыря Козия, основанного в последние годы XIV в. Мирней чел Бэтрын (Мирчей Старым, 1386—1418 гг.). По своей общей композиции это здание представляет собой типичный для сербской архитектуры того времени однонефный триконх, в котором дополнительные подпружные арки на консолях уменьшают диаметр барабана, одновременно его поднимая. Но обширный, одной высоты с храмом притвор необычен для сербских церквей, что впрочем в дальнейшем станет характерной особенностью румынских трехконховых храмов.
    Снаружи монументальные карнизы основного объема и закомар, а также пьедестала под барабаном с подобием второго яруса закомар на нем, отвечающих структуре сводов и арок внутри здания, подчеркнуты богатой, разнообразной декоративной пластикой. Кроме традиционного чередования полос лицевого кирпича и затертого раствором оштукатуренного камня, составляющих фон, выделяется ряд широких глухих арок, опирающихся на пилястры или на тонкие полуколонии. Детали — арки, оконные рамы, розетки, капители — все из камня и украшены мелкой резьбой, похожей на резьбу сербских построек. В то же время поливные керамические вставки в кирпичных архивольтах над каменными арками напоминают архитектуру Болгарии.
    В Молдавии единственным зданием, целиком сохранившимся от периода начала развития архитектуры под славяно-византийским влиянием, является церковь Троицы в городе Сирет, выстроенная также в виде однонефного триконха с узким притвором и храмом, перекрытым куполом, который опирается при помощи парусов на четыре арки на консолях.
Сирет. Сирет. Церковь Троицы, конец XIV — начало XV в. Общий вид с северо-запада
Сирет. Церковь Троицы, конец XIV — начало XV в. Общий вид с северо-запада
    Снаружи на очень простой лицевой поверхности стен, состоящей из необработанного камня с очень малой примесью кирпича, выделяются несколько простых каменных обрамлений вокруг проемов и глухие аркатуры апсид, подчеркнутые венчиками, состоящими из скромных орнаментов из глазурованной керамики. Эти композиционные, конструктивные и декоративные особенности скромной церкви в Сирете явились теми предпосылками, на основе которых в последующий период были созданы самые красивые и своеобразные памятники Молдавии.
Сирет. Церковь Троицы, конец XIV — начало XV в. План и разрез
Сирет. Церковь Троицы, конец XIV — начало XV в. План и разрез
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому