Церковь монастыря Хора. Мечеть Кахрие-Джами
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Поздневизантийская архитектура
Церкви Константинополя X в. 1—церкви в монастыре Липса: а — план современного здания; б — реконструкция плана северной церкви 908 г.; в — план помещений на хорах северной церкви; г — реконструкция плана после постройки около 1282 г. южной церкви и помещений с гробницами; д — разрез современного здания; е — восточный фасад современного здания; ж — детали колонок; 2 — Будрум: а — план; б — разрез; в — южный фасад; г — первоначальный вид южного фасада (реконструкция Талбот-Райса)
В поздневизантийское время даже в лучших постройках Константинополя отражался недостаток средств, обусловленный тяжелым экономическим положением Византийской империи в последний период ее существования. Почти все более крупные постройки Константинополя конца XIII в. и XIV — XV вв. представляют собой реставрацию сооружений более старого времени, обычно сопровождаемую дополнением новых частей или надстройкой. С подобными пристройками к уже ранее существовавшим зданиям связан общий живописный характер поздневизантийского зодчества.
Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница династии Палеологов, пристроенная к средневизантийской церкви монастыря Липса. Вновь сооруженный комплекс состоит из церкви перистильного типа, симметрически окруженной галереей с погребениями в нишах. Все эти части живописно прилеплены к старому зданию.
Константинополь. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), конец XIII — начало XIV в.: восточный фасад, детали, план, южный фасад, продольный разрез
Выдающимся произведением поздневизантийской столичной архитектуры является церковь монастыря Хора, построенная придворным вельможей Федором Метохитом. Турки превратили ее в мечеть под названием Кахрие-Джами. Здание строилось в самом конце XIII в. и было закончено в начале XIV в. Оно сохранило замечательные мозаики и фрески, которые были исследованы и опубликованы Русским археологическим институтом в Константинополе.
Константинополь. Церковь монастыря Хора. Вид с северо-запада
Церковь монастыря Хора представляет собой перестройку более раннего здания. От последнего остались только фрагменты средней части и трех апсид. В поздневизантийское время были пристроены кельи, переделанные из северного нефа, нартекс, эксонартекс и особая церковная пристройка с юга в виде очень удлиненного нефа, заканчивающегося апсидой. Особенностью здания является асимметричное расположение трех малых куполов по отношению к главному куполу. Два из них находятся над нартексом, третий — над южной церковью.
Архитектура церкви исследована еще недостаточно, несмотря на две посвященные этому памятнику монографии. Было установлено, что стены между столбами на западном фасаде представляют собой заложенные в турецкое время первоначальные проемы. К нартексу примыкал открывавшийся широкими арочными проемами на запад эксонартекс. Над юго-западным углом здания турки надстроили минарет.
Однако внимательное рассмотрение кладки этого угла показало, что узкое угловое деление под минаретом и винтовая лестница под ним — поздневизантийские. Византийской является также и килевидная кривая под минаретом. На месте минарета в поздневизантийское время находилась винтовая лестница, которая вела на кровлю церкви и расположение которой было отмечено на западном фасаде узким делением около его южного угла.
Константинополь. Церковь монастыря Хора. Часть интерьера.
Наблюдения над кладкой западного фасада показали также, что стенка в верхней его части первоначально продолжалась дальше к северу и что весь фасад был завершен стенкой, возвышавшейся над сводами эксонартекса и ограниченной сверху прямой линией. Эта стенка могла быть только парапетом, ограничивавшим плоскую крышу, на которую вела винтовая лестница, расположенная в юго-западном углу здания.
Турки уничтожили плоскую крышу и заменили ее существующей ныне скатной кровлей. Плоская кровля-терраса стала от времени протекать и была за ненадобностью, а также из-за технических трудностей ее восстановления и сохранения уничтожена, а винтовая лестница, которая вела на нее, была использована как нижняя часть лестницы минарета.
В поздневизантийское время плоская кровля-балкон церкви монастыря Хора служила для размещения молящихся. Они могли проходить на нее при хорошей погоде, в особенности в летние месяцы во время вечерних и ночных богослужений, и отсюда видеть и слышать происходящее внутри храма через окна барабанов и через большие тройные окна, освещавшие центральную часть. Они находились здесь под усыпанным звездами настоящим небесным сводом, символическим изображением которого служил церковный купол. Можно предположить, что доступ на плоскую кровлю имели преимущественно монахи, а также строитель храма, его семья и представители аристократии. Плоская крыша церкви Хора похожа на крыши-балконы жилых домов.
Жилая келья к северу от главной части церкви сообщалась небольшим окошком с интерьером, благодаря чему ее обитатель мог незримо присутствовать при богослужении, не выходя из своей кельи.
Судя по кладке, церковь Хора выстроена несколько ранее Текфур-Серая. Хорошо отесанные квадры камня чередуются с несколькими рядами кирпича. Однако теска камня хуже, чем в Текфуре, и, главное, здесь еще нет чередования камня и кирпича в арках, которые выложены, как в средневизантийских постройках, из одного кирпича. Это говорит о том, что Текфур был выстроен несколько позднее, чем церковь монастыря Хора, а именно, в XIV в.
Константинополь. Церковь монастыря Хора. Купола
Константинополь. Церковь монастыря Хора. Вид с востока
С функциональной точки зрения, церковь монастыря Хора обнаруживает, по сравнению со средневизантийскими культовыми постройками, новые черты. Интерьер раздроблен на отдельные разобщенные помещения, очень небольшие и различные по форме. Нет единого сложного, но все же цельного интерьера, как в церквах предыдущего периода, которые были рассчитаны на то, чтобы вмещать большое количество присутствующих при культовых действиях. Тенденция к интимности и замкнутости, которую мы наблюдали в храмах средневизантийского времени, тогда еще не разрушила системы пятинефиой крестовокупольной церкви. Теперь последняя распалась на несколько отдельных друг от друга молелен для феодалов. Культовое здание рассчитано уже не на большие массы народа, как это было в особенности в Константинопольской Софии. Индивидуалистические тенденции аристократов привели к созданию маленьких часовен, в которых они могли уединяться в часы молитвы.
На структуре поздневизантийского церковного здания сказалось, как показывает церковь монастыря Хора, влияние жилой архитектуры с ее сложной и свободной группировкой помещений, образующих живописное целое. Включение жилых помещений в церковное здание подтверждает это.
В поздневизантийское время в Константинополе сложился очень своеобразный заключительный этап развития византийского зодчества. Самый характер перестроек старых зданий и добавлений новых частей к уже ранее существовавшим помещениям порождает живописное начало. Оно выражается в свободной группировке частей, характерной для жилой архитектуры. Очень распространенным было в поздневизантийское время расположение зданий на склонах холмов, так что одни их стены были выше, а другие сильно уходили в землю. Так поставлена также и церковь монастыря Хора. Асимметрическая группировка ее частей обусловлена тем, что северная часть уже южной церкви, а лестничная пристройка выступает несколько к югу. В целом достигнуто равновесие архитектурных объемов различной формы и тяжести. Асимметрическая расстановка куполов существенна для общего равновесия масс.
Архитектура интерьеров замечательна в отношении сочетания декоративных мраморных облицовок стен, доводящих до основания сводов, и прекрасных мозаик. Последние насыщены движением многофигурных сцен, отличаются богатым колоритом и хорошо связаны с архитектурой. Рисунок облицовок стен выявляет узловые места архитектуры здания и акцентирует фигуры мозаик. Под южным куполом нартекса была устроена молельня, на восточной стене которой сохранилась большая настенная мозаичная икона XI в., доходящая до пола.