Греция: церковь Парагоритисса в Арте, церкви Мистры - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Греция: церковь Парагоритисса в Арте, церкви Мистры

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Поздневизантийская архитектура
Арта. Церковь Парагоритисса
Арта. Церковь Парагоритисса: интерьер, вид на купол
    В Греции и на Балканском полуострове крестовокупольная система держалась дольше, однако и в этих областях она была сильно видоизменена в поздневизантийский период. Так, например, в Мистре ряд храмов имеет в плане базиликальную форму, и только в их сводах проведен крестовокупольный принцип.
    Интересны некоторые готические детали этих храмов. В Фессалониках было выстроено в XIII и XIV вв. несколько зданий, напоминающих пятинефные крестовокупольные постройки, но с внутренним обходом, отделенным глухими стенами от центральной части.
    Очень своеобразна церковь Парагоритисса в Арте в Греции конца XIII в. Ее купол, перекрывающий квадратную главную, часть, отделенную от окружающих ее помещений глухой стеной, опирается на восемь групп миниатюрных колонн, поставленных в каждой опоре в три яруса. Обилие трехъярусных колонн, сосредоточенных на небольшой площади центрального помещения и развивающих вверх пространство интерьера, производит впечатление беспокойной динамики.
    Парагоритиссу в Арте можно было бы назвать произведением своеобразного "византийского барокко", понимая под этим усложненную декоративную заключительную фазу развития византийского зодчества.
    Необходимо отметить детали готического происхождения в интерьере Парагоритиссы. К ним относятся, например, трехлопастные арочки, вписанные в стрельчатые арки в верхних частях подкупольных столбов.
Арта в Греции. Церковь Парагоритисса, конец XIII в
Арта в Греции. Церковь Парагоритисса, конец XIII в.: план и аксонометрический разрез
    Снаружи Парагоритисса в Арте представляет собой очень простой и весьма отчетливо очерченный кубический объем с двумя рядами двойных окон на каждом фасаде. Каждое арочное окно разделено пополам колонками, на которые опираются дополнительные арочки. Первоначально здание было окружено наружной галереей. Четкий наружный объем Парагоритиссы несколько напоминает итальянские дворцы XIV и даже XV в. Здание увенчано пятью куполами. Характерен ажурный балдахин на восьми колоннах над серединой западного фасада.
Мистра. Церковь Федора, 2-я половина XIII в
Мистра. Церковь Федора, 2-я половина XIII в.: деталь западного фасада, продольный разрез и план
    В поздневизантийское время наблюдаются признаки начавшегося процесса сложения капиталистических отношений внутри феодальной Византии. Это заставляет искать в произведениях поздневизантийской архитектуры черты, которые напоминали бы архитектуру раннего Ренессанса в Италии. Необходимо помнить, что Византия до конца своего существования оставалась в основном феодальной монархией. Это объясняет продолжающееся до ее последних дней господство церкви и религиозной идеологии. Однако мы видели, что характер церковных построек сильно видоизменился по сравнению с предшествующим периодом. Развитие индивидуализма и оторванность аристократии от народа, отразившиеся в расчленении интерьера церквей на отдельные интимные молельни, роднят культуру византийского общества накануне его гибели с культурой западноевропейского феодализма.
    Наибольшее сближение с архитектурой Италии первой половины XV в. обнаруживает последовательно проведенное центрическое начало в Панагии Мухлиотиссе в Константинополе. Можно было бы сопоставить ее план с планом флорентийской церкви Санта Мариа дельи Анджели, сооруженной Брунелесско. Возможно предположить, что появление подобных зданий в Константинополе, как и во Флоренции, объясняется зарождением и развитием гуманизма и рационального начала, явившимся следствием начавшегося также и в Византии сложения капиталистических отношений. Однако в Византийской империи аналогичные явления в архитектуре выражены много бледнее, и таких памятников гораздо меньше, они являются скорее исключениями. От флорентийских построек XV в. их сильно отличает также преобладание религиозного начала, свидетельствующее о том, насколько силен был в Византии до самого конца ее существования феодальный уклад.
    Старинные традиции в большей степени удерживаются в Мистре в Греции, где в поздневизантийское время образовался значительный культурный, художественный и архитектурный центр. Характерен монастырь Бронтохион (до 1311 г.), церковь которого совмещает черты базиликальной и крестовокупольной систем. Церковь Перивлепта отличается своим живописным расположением на крутом склоне горы. Церковь Федора (до 1296 г.) повторяет стародавний тип с куполом на восьми опорах. Церковь Пантанассы с ее наружной галереей и колокольней (2-я половина XV в.) асимметрична и очень живописна.
    Поздневизантийская архитектура явилась значительным этапом развития византийского зодчества. Мечты о всемирном господстве и о восстановлении античного всемирного государства рухнули навсегда. Возобладали интересы отдельных феодалов. Внутри централизованной империи, державшейся именно благодаря этой централизации в течение столетий в неустойчивые времена непрерывных варварских нашествий, пошатнулась идея подчинения частных интересов общему делу. Восторжествовал узкий и близорукий индивидуализм. В архитектуре на смену монументальному пришло частное, камерное, живописное. Большие культовые здания раздробились на мелкие часовни-молельни. Развился вкус к уютному и субъективному.
    Теперь старались ставить здания на склонах холмов, чтобы они непринужденно лепились к естественному рельефу. Стала преобладать свободная планировка, жилое зодчество постоянно влияло на монументальную культовую архитектуру. Равновесие асимметрических архитектурных масс стало основным композиционным законом и средством теснее привязать здание к ландшафту. Развилась обильная декорация фасадов.
Мистра. Церковь Перивлепта, XIII-XV вв
Мистра. Церковь Перивлепта, XIII-XV вв.: восточный фасад, план, продольный и поперечный разрезы
    Во всех этих особенностях частично проявляется преемственность по отношению к великой архитектуре античности. Однако все измельчало. Выработанные уже в средневизантийское время миниатюрные пропорции прочно укоренились в поздневизантийской архитектуре. Любовь к миниатюрным, как бы игрушечным постройкам выразилась в создании маленьких сооружений и измельченных пристроек к более ранним зданиям.
    В это трудное время средств хватало только на то, чтобы восстанавливать и частично перестраивать старые здания. Образовался вкус к достройкам, к прибавлению новых небольших помещений, к постепенному расширению построек в разные стороны по частям, как это обычно бывает в жилых зданиях, расширяемых по мере возникновения новых потребностей и возможностей.
    Поздневизантийское зодчество обладает всеми чертами конечного этапа развития изжившего себя исторического цикла.
    Последний этап развития византийской архитектуры накануне гибели империи обнаруживает в основном изживание традиционных принципов византийского зодчества и заключает в себе только очень незначительные ростки возможного дальнейшего развития, которому так и не суждено было осуществиться.
Мистра. Монастырь Бронтохион, начало XIV в
Мистра. Монастырь Бронтохион, начало XIV в. Фрагмент южного фасада, продольный разрез и план; генеральный план монастыря
Мистра Церковь Пантанассы, 2-я половина XV в
Мистра Церковь Пантанассы, 2-я половина XV в.: северный фасад, продольный разрез, восточный фасад, планы на уровне пола и на уровне хор
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому