Чернигов. Пятницкая церковь - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Чернигов. Пятницкая церковь

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура южной и западной Руси в XII—XIII вв.
Чернигов. Пятницкая церковь, конец XII—начало XIII в. Восточный фасад, план, продольный разрез, деталь портала
Чернигов. Пятницкая церковь, конец XII—начало XIII в. Восточный фасад, план, продольный разрез, деталь портала
    В конце XII в. новое направление повсеместно распространяется и в Черниговской земле. Замечательным памятником черниговского зодчества является относящаяся к этому направлению Пятницкая церковь. Год постройки Пятницкой церкви неизвестен. Анализ архитектурных форм и техники строительства здания позволяет отнести постройку к концу XII — началу XIII столетия, возможно ко времени княжения в Чернигове Игоря Святославича. Существует предположение, что строителем ее мог быть зодчий Петр Милонег. Пятницкая церковь была построена в Окольном городе на торгу.
    По типу храм представляет собой четырехстолпное крестовокупольное здание, но вся композиция его далека от статической формы крестовокупольных храмов предшествующего времени. Боковые части перекрыты полуцилиндрическими сводами, которые вместе со сводами ветвей архитектурного креста образуют трехлопастные завершения стен.
    Стройный барабан поставлен на подпружные арки, приподнятые выше примыкающих к ним сводов. Это сообщает большую стройность интерьеру и содействует более равномерному освещению его. Снаружи подпружным аркам соответствует второй ярус закомар, а над ними возвышается третий ярус их, не связанный с конструкциями, но придающий массам здания устремленность ввысь, подчеркиваемую стрельчатым очертанием закомар и восьмеричком в основании барабана.
Чернигов. Пятницкая церковь. Вид с юго-запада после реставрации
Чернигов. Пятницкая церковь. Вид с юго-запада после реставрации
    Многочисленные метки мастеров на кирпичах дают основание полагать, что кирпич изготовлялся местными посадскими мастерами-ремесленниками. Стены сложены системой "ящиков", внутренность которых забучена известковым бетоном. Внутри стен второго яруса имелись узкие проходы.
    Архитектурные формы Пятницкой церкви органически связаны со свойствами, фактурой и масштабом материала — кирпича. Пучковые тяги и пилястры, характер декоративной обработки фасадов аркатурными поясами, сетчатым фризом, декоративными нишами, сложные и тонкие конструкции верхних частей памятника — все это хорошо сочетается с техническими и декоративными свойствами материала.
    Основным элементом украшения фасадов служат сложного профиля пучковые пилястры и тонкие вертикальные тяги на апсидах, подчеркивающие динамический характер устремленной вверх композиции. Перспективные порталы сложного профиля напоминают порталы романских построек. Очень интересны своеобразные "бровки" над тройными окнами на фасадах, состоящие из белых полос сложного орнамента, выполненного техникой "сграффито".
    Кресты из керамических поливных плиток и плоские ниши с росписью усиливали красочность фасадов. Интересен сетчатый орнамент из кирпича, заполняющий полузакомары боковых сводов. Он подчеркивает легкость заполнения стены и создает впечатление ажурности конструкций боковых перекрытий (Пятницкая церковь была частично разрушена немецко-фашистскими захватчиками и в настоящее время восстановлена в своем первоначальном виде П. Д. Барановским).
    Раскопками были открыты фундаменты еще трех зданий этого стилистического направления в Черниговской земле. Это были церкви во Вщиже, Новгород-Северске и Путивле. Вщижская церковь была четырехстолпным крестовокупольным зданием, возможно окруженным притворами или галереями. Архитектура ее не вполне ясна. Предполагают, что ее фасады были украшены профилированными пилястрами, а входы имели перспективные профилированные порталы.
    Четырехстолпный в плане Спасский собор в Новгород-Северске с трех сторон имел притворы. Фасады его были украшены пучковыми пилястрами, еще более сложными по профилю, чем пилястры черниговской Пятницкой церкви; в плане эти пилястры имели трехлепестковую форму.
Церкви XII в.
Церкви XII в.
1 — Новгород-Северский. Спасский собор, конец XII в. (план); 2 — Смоленск. Церковь Архангела Михаила (Свирская), 1191—1194 гг. (план, западный фасад, поперечный разрез); 3 — Смоленск. Спасская церковь, 2-я половина XII в. (план)
    Самым интересным из всех трех зданий был Спасский собор в Путивле. Это был сравнительно небольшой четырехстолпный храм с тремя апсидами с востока и западным притвором. С севера и юга к центральной части здания примыкали еще широкие полукруглые апсиды, чем усиливалась центричность композиции здания. Такие боковые апсиды нигде больше в древнерусском зодчестве не встречаются и имеют аналогии лишь в средневековом зодчестве Балкан и Кавказа. Внутренние столбы путивльского собора восьмигранные, с интересными профильными цоколями. Подобно новгород-северскому собору здание было богато декорировано сложного профиля пучковыми пилястрами.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому