Галич. Развитие, строительство
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура южной и западной Руси в XII—XIII вв.
Новую страницу в истории древнерусского зодчества открывает архитектура древнего Галича. Галицкая земля к середине XII в. становится одним из крупнейших княжеств древней Руси. Галицкие князья, подобно владимиро-суздальским, ведут борьбу с феодально-боярской оппозицией и проявляют тенденцию к собиранию русских земель.
В конце XII столетия произошло политическое объединение Галицко-Волынских земель под властью князей волынской династии. При них Галич стал крупнейшим центром, распространившим свое влияние на соседние земли. Особенно усилилось политическое влияние Галича в первой половине XIII в., когда галицкие князья подчинили своей власти Приднепровье и перед самым татарским нашествием даже заняли Киев.
В это время Галич был одним из самых больших и богатых городов Европы. Крупные градостроительные работы предпринял в Галиче в середине XII в. князь Ярослав Осмомысл, отстроивший приднестровскую столицу. Город занимал большую территорию, раскинувшуюся на холмистой местности в излучине рек Луквы и Мозлева Потока. На мысе высокого плато возвышался детинец — сильная крепость с княжескими дворцами и дворцовой церковью Спаса с северной стороны. В южной части городского центра находился городской Успенский собор.
К югу от детинца, за линией мощных валов, достигающих в наши дни 8 м высоты, располагался Окольный город. За тройными валами Окольного города шли городские посады. Многочисленные пригородные села, монастыри и феодальные усадьбы окружали древний Галич. Хорошо сохранились рвы и валы укрепленного монастыря в 5 км к северу от Галича, на высоком холме при впадении р. Ломницы в Днестр. В центре этих укреплений стоит церковь Пантелеймона. К югу, в 12 км от Галича, на высоком холме, господствующем над долинами рек Днестра и Быстрицы, находился Борисоглебский монастырь. На его территории были обнаружены фундаменты большой белокаменной ротонды XII в.
Городская застройка Галича мало изучена; по всем данным, она ничем существенно не отличалась от застройки других древнерусских городов. Летописи неоднократно упоминают о княжьих дворах Галича. Галичский княжеский деревянный дворец, построенный в 1152 г., был соединен деревянными переходами с хорами каменной придворной церкви Спаса, что дает основание видеть в нем комплекс, сходный с белокаменным дворцом Андрея Боголюбского в Боголюбове.
Техника строительства галицких каменных зданий очень отличается от строительной техники Приднепровья. Основным строительным материалом Галича был великолепный по качеству местный белый извёстняк. Все здания возводились на бутовых фундаментах. Кладка стен, столбов, арок и сводов велась из хорошо отесанных и тщательно пригнанных блоков камня на известковом растворе. В известковый раствор галицкие зодчие не добавляли цемянки.
Середина стен забучивалась известковым бетоном подобно тому, как это делали мастера Владимиро-Суздальской Руси. Полы зданий выкладывались из узорчатых поливных плиток. Особый интерес представляют тонкие керамические плитки, которыми, возможно, были облицованы стены дворцовых построек. На этих плитках с большим профессиональным мастерством вытиснены изображения грифонов, птиц, зверей и орнаменты.
Многочисленные остатки украшений монументальных зданий Галича находят в раскопках в виде резных архитектурных белокаменных фрагментов и узорчатых керамических облицовочных плиток.
Церкви XII—XIII вв.
Галич: 1 — Успенский собор, 1157 г. (план); 2— Ильинская церковь, XII—XIII вв. (план); 3 — церковь .под Дубравой, XII—XIII вв. (план); 4 — церковь Пантелеймона, XII в. (восточный фасад, план, западный портал и его деталь); 5 — Львов. Церковь Николая, конец XIII в. (план)
Галич: 1 — Успенский собор, 1157 г. (план); 2— Ильинская церковь, XII—XIII вв. (план); 3 — церковь .под Дубравой, XII—XIII вв. (план); 4 — церковь Пантелеймона, XII в. (восточный фасад, план, западный портал и его деталь); 5 — Львов. Церковь Николая, конец XIII в. (план)
От монументальных каменных построек Галича почти ничего не сохранилось. На большой территории, которую занимали Галич и его окрестности, раскопками были обнаружены фундаменты примерно 30 каменных сооружений, однако по большей части они недостаточно исследованы. Все же на основании этих исследований можно сделать некоторые выводы о типологических особенностях галицкой школы зодчества. Основной ее чертой было большое разнообразие архитектурных типов. Кроме характерного для древней Руси крестовокупольного типа, представленного в Галиче рядом четырехстолпных храмов (Успенский собор, церкви Спаса, "под Дубравой", Пантелеймона), для Галича были характерны и небольшие однонефные и одноапсидные храмы и ротонды. В одном из памятников Галича (так называемая Ильинская церковь) своеобразно сочетаются последние два типа: к круглому в плане центральному помещению примыкают прямоугольный притвор с запада и апсида с востока.
В разнообразии типов построек древнего Галича, как можно предполагать, имели значение его архитектурные связи не только с Приднепровьем (крестовокупольные постройки), но и с романской архитектурой Запада (однонефные храмы, вытянутые по продольной оси). Влияние романского зодчества в какой-то степени сказалось и в характере резных белокаменных украшений, в частности, обильно украшенных резьбой перспективных порталов. Белокаменная резьба древнего Галича очень близка белокаменной резьбе владимиро-суздальского зодчества и несомненно имеет с ней общие связи.
Крупнейшим зданием Галича был Успенский собор, построенный в 1157 г. князем Ярославом Осмомыслом. От здания собора сохранились лишь фундамент да незначительные остатки южной стены. В своей центральной части собор, как можно предполагать, был крестовокупольным четырехстолпным трехапсидным храмом. С трех сторон его окружали закрытые галереи. Завершался он, возможно, одной главой. План здания по общей схеме несколько напоминает планы построенных позднее Благовещенского собора в Чернигове и Успенского собора во Владимире на Клязьме. Здание было построено из белого камня, фасады и порталы украшены белокаменными скульптурными деталями, резными капителями, орнаментированными деталями, масками.