Волынь. Успенский собор. Федоровская церковь. Ротонды. Башни
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура южной и западной Руси в XII—XIII вв.
Юго-западные области древней Руси — Галицко-Волынские земли — были тесно связаны с экономической и политической жизнью Приднепровья и других русских земель. В XII в. в Галицко-Волынской земле возникают многочисленные города, застраиваются столицы княжеств, развиваются ремесла.
Владимир-Волынский. Успенский собор, 1160 г. Общий вид с запада
С середины XII в. Волынь, всегда игравшая важную роль в исторической и политической жизни древней Руси, становится самостоятельным княжеством. В этот период происходит значительное оживление торговых путей, идущих через Волынь с запада в Приднепровье. По этим путям идут и архитектурные связи древнерусских земель со странами Западной Европы.
Постоянная угроза нападения с запада вынуждала волынских князей принимать энергичные меры по строительству оборонительных укреплений в своих городах. Особенно сильно была укреплена столица Волыни — Владимир-Волынский, бывший в XII в. одним из крупнейших русских городов.
О гражданской архитектуре Владимира-Волынского сведений не сохранилось. Из монументальных сооружений до наших дней дошел городской Успенский собор ("Мстиславов храм"), построенный в 1160г. волынским князем Мстиславом Мстиславичем (собор был сильно перестроен в XVIII в. и восстановлен в предполагаемом первоначальном виде в конце XIX в.). По своему типу, строительной технике и архитектурным формам собор близок к зодчеству Приднепровья и, в частности, к киевской архитектуре XII в. (Кирилловская церковь). Тип его восходит также к Успенскому собору Киево-Печерской лавры. Это — шестистолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой. Пропорции его плана несколько более вытянуты, чем у приднепровских памятников. Стены и перекрытия сложены из плинфы порядовой кладкой на известковом растворе с примесью цемянки. Фасады расчленены пилястрами с мощными полуколоннами и украшены аркатурными поясами. Сохранились остатки фресковой росписи, близкие по стилю к росписям Киева и Чернигова XII в.
Еще более близка к приднепровскому зодчеству так называемая Федоровская церковь, фундаменты которой были обнаружены в конце XIX в. над р. Луг. Церковь, очевидно, была собором загородного монастыря. Ее план почти точно повторяет типы приднепровских шестистолпных храмов XII в. Очень близка и техника строительства. Как и в черниговском зодчестве, на кирпичах Федоровской церкви можно видеть клейма мастеров.
Владимир-Волынский
1— Успенский собор (западный фасад и план); 2 — церковь Федора ("Старая катедра"), XII в. (пдан)
1— Успенский собор (западный фасад и план); 2 — церковь Федора ("Старая катедра"), XII в. (пдан)
Оба памятника, относящиеся ко второй половине XII в., представляют тот период волынского зодчества, когда оно находилось под сильным влиянием преднепровской архитектуры.
Волынская архитектура последующего времени (конец XII в. — XIII в.) до последнего времени была неизвестна. В результате последних исследований неподалеку от Васильевской ротонды XIV в. был обнаружен четырехстолпный крестовокупольный храм (предположительно — Васильевская церковь) с мощными внутренними столбами, узкими боковыми нефами и узкими лопатками на фасадах. Техника строительства здания близка к приднепровской технике конца XII в. Подобно Пятницкой церкви в Чернигове его стены сложены по системе "ящиков" с забученной известковым бетоном серединой. Близка к приднепровскому стилю конца XII — начала XIII в. и декорация апсид пилястрами с тонкими вертикальными тягами. К местным особенностям следует отнести четырехгранную форму внутренних столбов и своеобразные очертания в плане углов здания с уступами и закруглениями.
Следующий этап развития волынского зодчества представлен Михайловской ротондой, также недавно обнаруженной исследованиями. Как следует предположить, она была построена во второй половине XIII в. и, возможно, относится к строительной деятельности волынского князя Владимира Васильковича. В отличие от всех древнерусских построек предшествующего времени здание возведено из брускового кирпича. Раствор, на котором были сложены стены Михайловской церкви, — известковый с цемянкой, обычный для древнерусского зодчества. Михайловская ротонда представляла собой здание центральнокупольного типа, издавна существовавшего в христианской архитектуре как на Западе (церковь Сан Стефано Ротондо в Риме и др.), так и на Востоке (Звартноц в Армении, Бана в Грузии, Лекит в Азербайджане и др.). В X—XII вв. этот тип был известен как в странах Южной и Центральной Европы, так и на Руси (ротонда в Смоленске XII в.).
Редкий для древнерусского зодчества ротондальный тип здания мог применяться в церковных постройках в исключительных случаях. Возможно, что это были мемориальные храмы либо храмы-усыпальницы. Внешние стены Михайловской ротонды образовывали кольцо с тремя полукруглыми в плане апсидными нишами в толще восточной стены, с двумя пилястрами на восточном фасаде. Внутреннее кольцо состояло из восьмигранных и круглых в плане кирпичных столбов, на которые, как можно предполагать, опирались арки, поддерживавшие барабан и купол.
Татаро-монгольское нашествие не прекратило строительства на Волыни. Под влиянием военной угрозы как со стороны татар, так и с Запада, во второй половине XIII — начале XIV в. там велось интенсивное каменное оборонительное строительство. До наших дней сохранилось несколько памятников этого строительства. Это — известные каменные волынские башни, находящиеся в юго-западной части Волынской земли — в районах Холма и Каменца-Литовского. Строительство этих башен было вызвано существенными изменениями, происшедшими в военном деле. С распространением арбалетов и метательных машин — "пороков" — начали строить в системе оборонительных укреплений высокие башни с большим радиусом обстрела. О подобных башнях неоднократно упоминают летописи второй половины XIII в. Так, о замке в Холме говорится: "Вежа же средь города высока, яко-же бити с нея окрест града, подздана каменьем в высоту 15 лакот, создана же сама деревом тесаным и убелена яко сыр, светящися на все стороны". Упоминаются и каменные башни в Гродно, Бресте.
Наиболее известна башня в Каменце-Литовском ("Белая Вежа"), построенная в 1271—1289 гг. волынским князем Владимиром Васильковичем. О ней летопись сообщает: "Сзда же в нем [Каменце] столп камен, высотою 17 саженей". Каменецкая башня высотой 29 м стоит на р. Лесной. Как можно предположить, она входила в систему оборонительных укреплений замка. Сложена она из брусчатого кирпича размерами 26,5X13,5Х8 см, близкого к кирпичу Михайловской ротонды во Владимире-Волынском. Круглая в плане башня имела пять ярусов. Внешний ее диаметр 13,5 м при толщине стен до 2,5 м. Ярусы соединялись деревянными лестницами. В нижних частях четырех этажей устроены окна-бойницы с интересными стрельчатыми трехлопастными арочками, свидетельствующими об определенном влиянии форм готического зодчества. Верх башни венчали высокие прямоугольные зубцы.
Остатки башни, подобной каменецкой, были обнаружены в г. Черторыйске.
В районе г. Холма существуют еще две такие башни. Первая из них в с. Белавино — прямоугольная в плане (11,8Х12,4 м), сохранилась на высоту 16,6 м. Башня имела первоначально три яруса и была перекрыта сводами. Сложена она из хорошо отесанных блоков местного известкового камня на известковом растворе при толщине стен до 1,7 м. Узкие окна-бойницы были украшены резными наличниками из местного холмского камня. Вторая башня, четырехгранная снаружи и круглая внутри, также сложенная из блоков известкового камня, находится в с. Столпье. Размеры ее в плане — 5,8Х6,3 м. Сохранилась башня на высоту до 19,5 м. Как показали исследования, на высоте 10,3 м ее окружала деревянная галерея, предназначенная для стрельбы по врагу.
Остатки третьей подобной башни, также находившейся в районе Холма, в с. Спас, впоследствии были переделаны в церковь. Памятник этот еще не изучен. По технике строительства холмские башни близки к галицкому зодчеству.
Замковое строительство Волыни XIV в. (замок Любарта в Луцке, замок в Кременце и др.), в котором столь сильны традиции древнерусского зодчества, открывает историю архитектуры украинского народа. Именно на Волыни возникали в XIV в. памятники зодчества, в которых видны зарождающиеся национальные черты украинской архитектуры. В этом отношении значение волынского зодчества XII—XIII вв., нашедшего свое непосредственное продолжение в развитии архитектуры украинского народа, очень велико.
Башни XIII в.
1 — Каменец-Литовский. Белая вежа, конец XIII в. (фасад, разрез и план); 2 — с. Столпье близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план); 3 — с. Белавино близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план)
1 — Каменец-Литовский. Белая вежа, конец XIII в. (фасад, разрез и план); 2 — с. Столпье близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план); 3 — с. Белавино близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план)