Македонская и косовско-метохийская школа. Храмы. Формы, декор
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
Помимо различных вариантов вписанного креста среди памятников рассматриваемой школы встречаются и другие архитектурные типы. Встречаются также небольшие постройки в форме удлиненного свободного креста подобно разрушенной церкви под Новым Селом в Штипской области или очень архаичной церкви Афанасия около Лешского монастыря. К ним относятся и однонефные строения, как церкви Димитрия в Прилепе (позднее к церкви были пристроены боковые нефы) или Димитрия под Велесом. В последних двух церквах над нартексом появляется уже разновидность более низкой башни-колокольни.
В отдельных случаях удлиненный свод полукруглой формы пересекается более высоким сводом такой же формы, как это имеет место в двух церквах Охриды — в церкви Константина и Елены и в церкви Болничской Богородицы середины XIV в., а также в церкви Сретения, 1366 г., в составе Метеорских монастырей, ныне находящихся в Греции. Наконец, встречаются и несложные трехконховые церкви без купола, подобные церкви Лешского монастыря под Тетовым первой половины XIV в., или с куполом — Панайя Кубелитиса в Костуре (Греция), середины или второй половины XIV в. В одном из памятников этой группы — в церкви монастыря Андреаша на Треске, 1389 г. боковые апсиды имеют снаружи на восточный манер прямоугольную форму.
Во всех церквах этой группы, как правило, строился вместе с основным зданием или пристраивался позднее нартекс или внешний нартекс. Среди них обращают на себя внимание открытые нартексы, иногда двухэтажные, как в церкви Левишекой Богородицы в Призрене, 1307 г., или церкви Софии в Охриде, 1317 г., иногда же одноэтажные, как в церквах Печской патриархии, 1330 г., и Грачанице, 1383 г. (?).
В храме Левишской Богородицы над центральной частью нартекса помещается высокая башня-колокольня; аналогичная башня была построена и перед нартексом в патриаршей церкви. Выделяются своей монументальностью нартексы храма Софии в Охриде и церквей Печской патриархии.
Все названные сооружения, за редким исключением, построены только из кирпича и более или менее обтесанного камня. Отдельные части, как, например, купола церквей в Грачанице и Леснове, выложены только из кирпича.
Конструкция сводов — обычная. Чаще всего встречаются цилиндрические своды, реже крестовые и парусные; купола с удлиненными барабанами, как правило, поддерживаются парусами. В Хиландарском храме, как исключение, купол внутри ребристый.
Монастырь Андреаша на Треске. Церковь, 1389 г. Общий вид, разрез, план
В пятикупольных церквах боковые купола расположены между углами креста и удалены от центральной поперечной оси на довольно большое расстояние. Подобная конструкция сводов давала возможность поднять их на большую высоту. Это в большой мере влияло и на характер внешнего вида зданий: динамичная форма кровли, покрытой свинцом, черепицей или каменными плитами, обычно отражает формы сводов, что особенно наглядно в постройках типа вписанного креста. Весь массив развит в высоту, устремляясь к центральному куполу.
В храмах с пятью куполами четыре небольших купола еще больше оживляют архитектурный ансамбль. Вершину подобного архитектурного типа несомненно представляет храм в Грачанице. В основу его внешней и внутренней планировки положены два вписанных креста, входящих один в другой, а во внешнем виде поднимающихся один из другого. Такого рода планировка неминуемо требовала наличия внутри высоких столбов, загромождавших помещение. Это свидетельствует о внимании, уделявшемся художественным соображениям, ради которых приносили в жертву требования удобства.
Печская патриархия. Церковь Богородицы. Вид западного притвора
В зданиях, построенных из кирпича и камня, особенно бросается в глаза полихромия фасадов. Уже в самой кладке стен, как правило, один ряд камня чередуется с двумя или тремя рядами кирпичей. Отдельные квадры камня обрамлены иногда поставленными на ребро кирпичами. Нередки случаи, когда здание возводилось путем менее правильных комбинаций камня и кирпича. Обычно это имело место тогда, когда в строительство шел только грубо обтесанный камень. Чередование кирпича и камня имело место и при кладке арок, которые, однако, иногда выполнялись только из одного кирпича.
Профилировка дугообразных архивольтов на фасадах, как правило, осуществлялась из косо гюложенных кирпичей, образующих зубчатые тяги. Нередко фасады оживляются рельефными керамическими деталями, отдельные элементы которых сочетаются в различных декоративных комбинациях. Особенно часты случаи применения крестообразных керамических сосудов или трубок, которые, будучи заложены в штукатурку, отмечают границы окон или оформляют различные простые украшения.
Украшенные таким образом фасады оживляются еще неглубокими глухими арками, обычно соответствующими внутренней конструкции; однако нередко они расположены в местах, совершенно не отвечающих внутреннему строению здания, что, например, можно было видеть в Грачаницкой церкви. В последнем случае они имеют исключительно декоративное назначение.
Довольно монументальный характер имеют двойные и тройные открытые аркады во внешнем нартексе собора Софии в Охриде и большие двойные аркады внешнего нартекса в храме Печской патриархии. Их стройные восьмигранные мраморные колонны, особенно в патриаршем храме, заставляют предположить возможное участие в их сооружении приморских мастеров. На барабанах купола, а иногда и на апсидах, как в церкви в Леснове, грани обработаны тонкими, стройными колонками, еще больше подчеркивающими стройность и динамичность этих частей зданий.
Охрида. Собор Софии. Западный притвор, 1317 г.
Печская патриархия. Церковь Богородицы. Продольный разрез
Печская патриархия. Церковь Богородицы. План
Порталы и окна, часто двойные и тройные, как в Хиландаре, имеют простую форму и не отличаются от ранее известных образцов македонско-византийской и вообще византийской архитектуры. Наиболее богатые в архитектурном отношении порталы, как в храмах Хиландара и Леснова, обрамлены профилированными полосами. Некоторое исключение составляют порталы в храме Левишской Богородицы в Призрене и в церкви в Грачанице. В храме Левишской Богородицы вход обрамлен рамой с рельефно вырезанными виноградными лозами, в Грачаницкой церкви две свободно поднимающиеся колонны несут выступающий архивольт. Сходная композиция отражена и в двойных окнах храмов Димитрия и Богородицы в Печской патриархии, обрамленных каменными наличниками, выдержанными в романо-готическом стиле.
Здесь сказывается непосредственное влияние памятников Рашской школы, которое можно проследить и на других архитектурных деталях. Так, в монастыре Марка близ Скопле внутренние восьмигранные мраморные колонны и карниз из каменных плит на апсиде во многом напоминают аналогичные части церкви в Дечанах. Такое же влияние Рашской школы можно обнаружить в базах и капителях двух колонн церкви в Матеиче. В разрушенной церкви Афанасия близ Лешского монастыря найдены фрагменты романской лучевидной розетки, указывающие на возможное участие в строительстве храма мастеров из Приморья.
Довольно редко встречаются скульптурные и резные украшения на камне. Мы находим их на рамах порталов церквей в Хиландаре, Старо-Нагоричине и церкви Димитрия в Печской патриархии. Рельефная обработка их носит восточновизантийский характер. Более близки к романскому стилю обрамления портала в церкви Левишской Богородицы, капители двойного окна в патриаршей церкви в Пече, капители в Матеиче и фрагменты иконостаса церкви Афанасия близ Лешского монастыря.
В некоторых храмах сохраняются еще части древнего каменного пола. Особенно выделяется чрезвычайно богатый пол из цветного мрамора с мозаичной инкрустацией в соборе в Хиландаре. Остатки мозаичного пола из мелких кубиков, свидетельствующие об архаическом способе выполнения, сохраняются и в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде.
До наших дней дошло очень мало имен мастеров-строителей Македонской и Косовско-Метохийской школы. Некоторые из них, очевидно, были одновременно и художниками. Эту школу возглавляли протомайсторы Михайло-Астрата и Евтихий, которые строили храм Богородицы Перивлепты в Охриде, а позднее храмы Никиты, Левишской Богородицы в Призрене, церкви в Старо-Нагоричине и др. Среди известных мастеров мы встречаем при строительстве церкви Левишской Богородицы и имя протомайстора Николы, очевидно, того самого, кто с братьями Георгием и Доброславом строил некоторые храмы в Дечанах, а, может быть, совместно с монахом Витой — главную Дечанскую церковь и другие памятники первых десятилетий XIV в. В монастыре Марка до наших дней сохранилось имя Маниши, вероятно, мастера-строителя. Судя по именам и стилю работы, мастера были большей частью сербами и македонцами, но встречались также мастера из Греции и Приморья.