Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Моравская школа. Храмы. Форма, материал, декор

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
    Большинство памятников Моравской школы, за редким исключением, строилось из хорошо обработанных обтесанных камней, чаще всего песчаника, которые укладывались горизонтальными рядами, чередуясь обычно с тремя рядами кирпичей. Иногда между камнями вставлялись поставленные на ребро кирпичи. Швы раствора — очень прочные, нередко выпукло выделяющиеся на гладкой стене.
    Храмы в Манасии и Врачевшнице, однако, сложены только из обтесанного песчаника без применения на фасадах кирпича. Церкви в Руденице и в Сисоеваце целиком построены из сталактита, а церковь в Павловаце и некоторые другие более мелкие церкви в северо-восточной Сербии, как "Митрополия" на Млаве и храм в Петруше, построены из бутового и тесаного камня. Небольшие церковки на Скадарском озере построены также исключительно из тесаного камня. В церкви в Руденице до недавнего времени сохранялись остатки штукатурки, на которой краской была имитирована кладка из кирпича и камня; это дает основание предположить, что аналогичным образом строились и другие здания.
    В сооружениях Моравской школы развиваются более ранние приемы конструкции сводов. Купол поддерживается подпружными арками, которые иногда раздваиваются, и внутренние части их поднимаются выше наружных. Чаще дополнительные узкие подпружные арки, приподнятые выше основных, опираются на консоли в углах подкупольного квадрата; это позволяло не только поднять барабан на большую высоту, но и уменьшить его диаметр.
    Живописную картину представляют крестообразные кровли, покрытые свинцом или черепицей; они отражают внешнюю форму сводов, характерных для большинства памятников. Здесь особенно элегантно выглядят купола. Они элегантны не только потому, что их барабаны сильно вытянуты, но также и потому, что опираются на высокие кубической формы пьедесталы, поддерживаемые изнутри дополнительными подпружными арками, которым снаружи соответствуют закомары второго яруса (подобного рода прием можно было наблюдать на угловых куполах храма в Грачанице).
    Расчлененность отдельных частей здания, особенно в его верхней части, достигает своего предела в пятикупольных церквах Раваницы и Манасии. Некоторые моменты, однако, нарушают гармоническое равновесие верхней части здания. Это купол или низкая башня-колокольня, расположенная над нартексом, что особенно характерно для бесстолпных храмов (купола располагались и над крестообразными нартексами церквей Раваницы и Манасии, но из-за позднейших перестроек они потеряли свой первоначальный облик. В Любостыне над куполом, покрывающим нартекс, был еще один этаж, к которому вела лестница, сохранившаяся и в наши дни в северной части стены, но архитектурное решение его недостаточно ясно). Она, по существу, спорит с центральным куполом самого храма, который вследствие этого теряет свое доминирующее положение.
    Фасады памятников Моравской школы богато орнаментированы. Существующая здесь полихромия, достигаемая сочетанием материалов и способом кладки, значительно оживляется благодаря применению уже ранее упоминавшихся поливных керамических крестообразных сосудов, образующих ряды, обычно окаймляющие окна. Отдельные части фасада, в особенности полукруглые поля в верхних частях глухих аркад, часто имеют вид шахматной доски, где чередуются мелкий тесаный камень и кирпич. Исключение составляет барабан купола храма в Калениче, который вместе со своим кубическим пьедесталом полностью построен таким образом.
    Самые фасады храмов украшены глухими арками, которые частично отражают внутреннюю конструкцию, но не соответствуют ей полностью и, по существу, носят декоративный характер. Подобного рода арки располагаются также и на высоких кубических пьедесталах купола. Грани барабана купола и апсид (существует некоторое количество небольших памятников, апсиды которых не многогранны, а полукруглы; таковы, например, церковь в Горняке, "Митрополия" на Млаве, церковь в Петруше, церковки на Скадарском озере) обозначаются тонкими круглыми, а иногда и витыми колонками, завершенными профилированными или покрытыми резными украшениями капителями.
    В отдельных случаях, как, например, в церквах в Лазарице, Велуче, Калениче и др., пилястры на фасадах в центре имеют полукруглые углубления, в которых располагаются стройные колонки, органически связанные со стеной. Колонки в своей верхней части соединены друг с другом глухими арками. Эти ряды тонких колонок еще усиливают вертикальную направленность зданий. Такая подчеркнутая устремленность в высоту частично ограничивается членением фасада на горизонтальные зоны при помощи поясков. Такие пояски простого профиля встречаются: один в храме в Любостыне, два в церкви в Лазарице и целых три — в Каленическом храме. Эти пояски, помимо чисто эстетических функций, имеют и конструктивное назначение, выполняя роль своеобразных поясов, выравнивающих и поддерживающих стены.
Детали построек моравской школы
Детали построек моравской школы
Хиландар, западный притвор собора; Любостыня, фрагмент южного фасада церкви; Каленич, фрагмент южного фасада церкви
    Фасад внизу опирается на профилированный цоколь, а сверху завершается карнизом, который обычно искривляется над глухими арками. Самые карнизы образованы уложенными наискось кирпичами, создающими зубчатую линию. Встречаются случаи, как, например, в церкви в Калениче, когда нижнюю часть карниза образуют кирпичи миндалевидной формы, уложенные один подле другого и выступающие наружу своей овальной частью (из таких кирпичей возведены и колонки; кирпичи уложены один нал другим так, что их закругленные стороны образуют колонку, в то время как хвостовая часть заделана в стену). Венчающую часть карниза образуют иногда профилированные ряды камня, как это можно видеть в храмах Лазарицы и Каленича; внешне они могут выглядеть очень богато, как, например, в Калениче.
    Только в храмах Манасии и Врачевшницы, чьи фасады, как мы видели, построены из камня-песчаника, карнизы поддерживаются рядами небольших глухих арочек, стоящих на профильных консолях, подобно тому, как это было и у более ранних памятников Рашской школы. Естественно, что и самые карнизы выполнены также из профилированных рядов камня.
    Проемы на фасаде располагаются по его осям в зависимости от расположения апсид и глухих арок. Кроме дверей и окон имеются еще большие двойные проемы на боковых фасадах нартекса и круглые отверстия в виде розеток и окружностей в верхней части фасада и на пьедестале купола.
    Порталы обычно имеют очень скромную форму и состоят из простого каменного обрамления, над которым находится полукруглая ниша; таковы, например, порталы церквей в Велуче и Любостыне. Притолока очень часто подпирается с боков консолями, которые поднимаются выше уровня дверного косяка. Иногда порталы имеют более сложную форму и окаймляются богато орнаментированным обрамлением, которое состоит из нескольких гладких и профилированных элементов, охватывающих также полукруглый тимпан. Здесь ярко выступает сочетание традиций Рашской школы и отдельных восточных мотивов.
Карта раздела «Архитектура Восточной Европы. Средние века»   >>
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому