Моравская школа. Храмы. Декор. Фрески
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
Некоторые памятники — хиландарские внешние нартексы, церкви в Лазарице, Калениче, может быть; также в Раванице и ряде других мест — имели, а иногда и сохранили до наших дней большие двойные отверстия, закрытые внизу парапетными плитами, а вверху остекленные. Предназначенные только для освещения нартекса, они как по месту своего нахождения, так и по форме продолжают традицию больших окон, обычно двойных, нартексов церквей Македонской и Косовско-Метохийской школы. Такие окна были, например, у первоначального нартекса храма в Хиландаре, у нартексов церкви Левишской Богородицы в Призрене, храма Софии в Охриде и церкви в Печской патриархии. Очень красочные по своему внешнему облику, с общим для обоих отверстий архивольтом, они.представляют собой в композиционном отношении своеобразную форму перехода от окна к двери.
Окна — обычно двойные. Центральная четырехгранная колонка поддерживает две остроконечных арки, вписанных в монолитный тимпан, в большинстве случаев полукруглый, а иногда имеющий форму стрельчатой арки (храм в Калениче). Все окна обрамлены одной общей рамой, которая иногда составляет одно целое с архивольтом, включающим в себя тимпан. Такая общая конструкция, разумеется, не исключает наличия различных вариантов. Как в конструкции дверей, так и здесь мы встречаемся с сочетанием упрощенных романо-готических форм Рашской школы и восточных элементов.
Круглые окна снаружи закрыты прорезными каменными плитами, которые в некоторых случаях обрамлены рядом крестообразных керамических украшений (храм в Лазарице). Иногда окна имеют богатые круглые рамы (церкви в Раванице в Калениче). Подобного рода розетки на некоторых зданиях превращаются в чисто декоративные элементы, поскольку в таком случае круглое отверстие вообще исчезает, а центральная круглая часть покрывается плоскими рельефными украшениями.
Рельефные украшения вообще являются одной из основных характерных черт Моравской школы. Особенно часто они находятся на рамах порталов, окон, двойных отверстий нартексов, на архивольтах, охватывающих глухие аркады фасадов, на кубических пьедесталах куполов, на розетках и их обрамлениях. На тимпанах порталов, окон и двойных отверстий нартексов они могут иметь пластическую форму.
Раваница. Церковь. Круглое окно
В такого рода композициях появляются теперь стилизованные фигуры людей и животных, обычно имеющие известное религиозное или символическое содержание. На плоской или несколько закругленной поверхности самих обрамлений композиция представляет собой тесное переплетение двойных лент или, реже, плоскорельефных виноградных лоз, окаймленных тонкими шнуровидными линиями. Характер украшений, с одной стороны, свидетельствует о местном, еще дороманском происхождении, ведущем свое начало из Приморья; с другой стороны, здесь находят отражение некоторые восточные черты, возможно, даже армянские, которые могли проникнуть как через Афон, так и через находившиеся здесь небольшие армянские колонии. Нельзя также забывать о близости данного типа украшений к местной резьбе по дереву.
Во многих моравских памятниках сохранились остатки древних полов. Особенно красивый пол, выложенный из крупных разноцветных камней, сохранился в нартексе храма в Манасии.
Фрески сербских церквей. Во всех рассмотренных до сих пор школах внутренние украшения в основном сводились к фрескам (мозаика на стенах вообще отсутствует, однако в некоторых памятниках ее имитирует особая техника живописи (церкви в Студенице, Милешеве, Сопочанах, Градаце)). Ими были покрыты все стены и своды от пола до купола.
Композиции обычно распределялись по зонам, соответствовавшим в основных чертах внутреннему архитектурному членению. Подобное гармоническое сочетание могло иметь место, только тогда, когда мастера-зодчие были одновременно и художниками.
Однако встречаются случаи отсутствия такого синтеза архитектуры и живописи, как, например, в церкви в Градаце, что свидетельствует о независимой работе живописцев и строителей.
Церковная живопись восточновизантийского происхождения с отдельными чертами античности, проникшими в страну, очевидно, через Зетское Приморье, сама может быть разделена на несколько школ. Хотя эти школы не совпадали с архитектурными школами, они все-таки в некоторой степени развивались параллельно им.
Так, живопись, которая сохранилась на памятниках ранней византийско-македонской эпохи и на памятниках более поздней Македонской школы, значительно ближе по своему характеру к Византии, монументальная живопись на памятниках Рашской школы несет на себе черты яркой античной традиции, а в живописи на памятниках Моравской школы преобладают простота, живость красок, изящество, явившиеся результатом синтеза достижений предыдущих эпох.
Эта живопись не имеет чисто религиозного характера. Здесь встречаются многочисленные исторические и ктиторские композиции с большим числом портретов королей, феодалов, членов их семей, представителей церкви, что свидетельствует о феодальной идеологической основе, на которой развивалась эта живопись в Сербии и Македонии.
В XIII в., в эпоху, когда Византия была разорена крестоносцами, а Русь завоевана татарами, когда на Западе преобладала готика, которая не могла способствовать развитию настенной живописи, монументальная живопись в Студенице, Милешеве, Пече, Мораче, Сопочанах, Градаце достигла небывалого для Европы и Ближнего Востока расцвета. Без ее изучения в настоящее время вообще невозможно правильно понять процесс развития средневековой живописи.