Моравская школа. Храмы. Форма, особенности - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Моравская школа. Храмы. Форма, особенности

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
    Дальнейшее развитие феодальных отношений в Сербии и военные столкновения на Балканах во второй половине XIV в. обусловили серьезные изменения в самой структуре Сербского государства, а в дальнейшем оказали определенное влияние и на изменение архитектурного стиля этого периода. Распад государства царя Душана на отдельные феодальные княжества и продвижение турок с юга на север обусловили перемещение политического, экономического и культурного центра Сербского государства из Македонии в Моравскую область, сперва (в начале последней четверти XIV в.) в Крушевац, затем (в начале XV в.) в Белград и, наконец (в 30-х годах XV в.), в Смедерево.
    В 1459 г. этот последний крупный город был захвачен турками, что знаменовало потерю сербами своей самостоятельности и надолго задержало культурное развитие сербского народа на Балканах южнее Савы и Дуная.
    В период феодальной раздробленности, в последней четверти XIV в. и первой половине XV в., на территории бассейнов Великой, Западной и частично Южной Моравы было сооружено много монастырских и городских церквей, общий архитектурный стиль которых свидетельствует о наличии единой Моравской школы.
    В церковной архитектуре указанной школы преобладает трехконховый тип в двух вариантах: в первом из них триконх сочетается с нормально развитым вписанным крестом, во втором триконх комбинируется с удлиненным вписанным крестом. Появление боковых апсид — "певниц", с одной стороны, отражало известные изменения в богослужении, но, с другой стороны, они явились и конструктивным элементом, усиливавшим устойчивость сооружений, и элементом расчленения зданий в пространственном плане. Кроме того, они свидетельствуют и о восточном влиянии, шедшем прежде всего через Афон (Хиландар), а в некоторых случаях проявлявшемся и непосредственно.
    Зодчие этого периода в то же время во многом продолжали использовать и творчески развивать достижения двух предыдущих школ — Рашской и Македонской, точнее Косовско-Метохийской. Здесь прежде всего речь идет об использовании распространенного типа четырехстолпной крестовокупольной церкви в Македонии, а также типа бесстолпного храма с планом в виде удлиненного вписанного креста, преобладавшего в Рашской архитектурной школе.
Манасия. Церковь, 1407— 1418 гг. План и разрез
Манасия. Церковь, 1407— 1418 гг. План и разрез
Манасия. Церковь, 1407— 1418 гг. Вид с юга
Манасия. Церковь, 1407— 1418 гг. Вид с юга
    Среди зодчих Моравской школы особенно известно имя главного мастера Раде Бороевича, высеченное на пороге внутреннего портала храма в Любостыне. Народные песни, в которых он именуется Раде Неймар, приписывают ему и строительство церкви в Раванице. Эта атрибуция, впрочем, научно не подтверждена, тем более, что обе эти церкви во многом отличаются друг от друга. В тех же народных песнях упоминается также и о том, будто бы церковь в Манасии (Ресаве) построил зодчий Петр. Между тем, из письменных источников достоверно известно что деспот Стефан Лазаревич, ктитор Манасии, пригласил мастеров "с островов", т.е. из Приморья.
Раваница. Церковь. Северный фасад, план, разрез, детали фасада
Раваница. Церковь. Северный фасад, план, разрез, детали фасада
Любостыня. Церковь, 1378—1388 гг., арх. Раде Бороевич. Северный фасад, план и разрез
Любостыня. Церковь, 1378—1388 гг., арх. Раде Бороевич. Северный фасад, план и разрез
    Первый вариант четырехстолпной церкви в сочетании с триконхом представлен церквами в Раванице, 1376 г. (возможно, что церковь в Раванице значительно старше, так как нартекс был достроен еще при жизни ктитора князя Лазаря), в Дренче под Александровацем, 1372 г., в Любостыне, 1378—1388 гг., в Новой Павлице на Ибаре, а также в Манасии, 1407—1418 гг., и в Радаваче, возможно, идентичном монастырю в Убожце конца XIV в. или первой половины XV в. Среди названных два храма — в Раванице и в Манасии — имеют по пяти куполов.
Раваница. Церковь, 1376 г.
Раваница. Церковь, 1376 г.
Крушевац. Церковь Лазарица, 1374—1378 гг. Фрагмент фасада
Крушевац. Церковь Лазарица, 1374—1378 гг. Фрагмент фасада
Крушевац. Церковь Лазарица, 1374—1378 гг. Общий вид, план, разрез
Крушевац. Церковь Лазарица, 1374—1378 гг. Общий вид, план, разрез
    Второй вариант бесстолпного храма с планов в виде удлиненного вписанного креста в сочетании с триконхом представлен церквами Лазарицей в Крушеваце, 1374—1378 гг., в Велуче, идентичной церкви Николы в Сребрнице, построенной только годом позднее, храмом в Наупаре, упоминаемым впервые в 1382 г., церковью в Горняке, церковью Благовещенья на Млаве, церквами в Сисоеваце и Липоваце конца XIV в. (?), в Руденице, Лепенце и в Мелентии начала XV в., в Калениче, 1413—1416 гг., в Павловаце на Космае конца первой четверти XV в., кладбищенской церковью в Смедереве конца первой половины XV в. (?) и рядом других, менее значительных, разрушенных или позднее перестроенных памятников.
Каленич. Церковь, 1413— 1416 г Окно апсиды
Каленич. Церковь, 1413— 1416 г Окно апсиды
Наупара. Церковь, 1382 г.
Наупара. Церковь, 1382 г.
Каленич. Церковь, 1413— 1416 г. Вид с юго-запада
Каленич. Церковь, 1413— 1416 г. Вид с юго-запада
    Вне территории Моравской области, однако все еще в границах Сербского феодального государства, подобные архитектурные варианты были представлены церквами в Старчевой Горице и Морачнике на Скадарском озере, церковью Георгия в Брезовице конца XIV в. (?), а также значительно более поздней церковью Погановского монастыря близ Пирота.
    В некоторых храмах, как, например, в Лешье (лешье упоминается в 1360 г., однако церковь, от которой сохранился только фундамент, могла быть полностью построена позднее или потом перестроена), 1360 г. (?), и в Петруше, 1412—1413 гг., оба варианта несколько видоизменились: алтарь увеличился благодаря добавлению боковых помещений для жертвенника и диаконника и стал намного шире апсид на боковых фасадах. Встречаются памятники этого периода, еще более заметно отступающие от традиционной планировки. Так, в церкви монастыря Копорина первой четверти XIV в. отсутствуют боковые апсиды, а в храме во Врачевшнице, 1431 г., кроме того, купол помещен не над церковью, а над своеобразным небольшим открытым нартексом.
    Значительным объектом Моравской школы является внешний нартекс церкви Хиландарского монастыря, находящегося далеко на юге, на Афонском полуострове, построенный, очевидно, князем Лазарем около 1389 г.
Детали построек моравской школы
Детали построек моравской школы
Хиландар, западный притвор собора; Любостыня, фрагмент южного фасада церкви; Каленич, фрагмент южного фасада церкви
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому