Период господства Византии
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
Период господства Византии. Политическая власть Византии утвердилась в Македонии в 20-х годах XI в. и сохранялась вплоть до начала XIII в., а местами до начала или даже первой половины XIV в. В Рашке, а отчасти и в Зете господство Византии ощущалось особенно сильно с конца XI в. до 70-х или 80-х годов (в Зете) XII в. Архитектура этого периода представляла собой дальнейшее развитие архитектуры предыдущего времени, но с более ярко выраженным византийским влиянием.
Возможно, что к этому периоду относятся некоторые памятники, о которых речь шла выше, например церкви Водочи, Велюсы и Заневачская. Однако и эта датировка гипотетична.
В этот период также встречаются трехнефные сводчатые базилики, как, например, церковь Левишской Богородицы в Призрене, сооруженная, вероятно, в XI в. и полностью перестроенная в начале XIV в., и монастырь Николы в Мориове 1095 г.
Довольно архаическое построение, восходящее еще к церкви Софии в Фессалониках, характерно для церквей Богородицы в селе Дреново около Кавадара в Македонии и в Стара-Павлица на Ибаре в Рашке. Обе, по всей вероятности, построены в XI в. или в первой половине XII в. В обоих случаях центральная часть имеет в плане форму компактного вписанного креста и окаймлена с трех сторон обширными нефами. В первой постройке недавно открыты остатки еще одного купола над центральной частью западного поперечного нефа. Церковь в Павлице выглядит гораздо скромнее, хотя и принадлежит к тому же типу как по своему плану, так и по размерам.
Нерези. Церковь Пантелеймона, XI в. Общий вид
Нерези. Церковь Пантелеймона, XI в. План и разрез
Кроме того, нам известны еще две церкви, имеющие вполне законченную форму вписанного креста. Это старая церковь Георгия в Старо-Нагоричине, нижняя часть которой относится, по всей вероятности, к 1067—1071 гг., и церковь Пантелеймона в селе Нерези около Скопле, XI в. Если первая церковь имеет вытянутую форму, так что не вполне ясен первоначальный вид ее верхней части, позднее перестроенной, то у второй — более компактная форма.
Она имеет пять куполов, из которых средний — восьмигранный, а четыре остальных, меньшего размера, размещенные в углах между концами креста, имеют квадратные снаружи барабаны. Форму неразвитого вписанного креста имеет церковь Георгия в Горни-Козяке, сооруженная, по всей вероятности, в конце XI в.
Некоторую разновидность вытянутого компактного вписанного креста представляет собой церковь монастыря Трескавца около Прилепа, построенная, очевидно, в XIII в. Над внутренним нартексом здесь находится низкий парусный свод, который несут боковые опорные арки. Позднее, в XIV в., с западной стороны был пристроен внешний нартекс с двумя боковыми башнями, а по бокам — удлиненные приделы.
Наконец, к этому же периоду относится несколько небольших однонефных церквей, например, церковь Георгия в Курбинове конца XII в., Петра на острове того же имени на Преспанском озере и Николы в Маркова-Вароше около Прилепа, роспись которой относится к 1299 г.
В среднем несколько более крупные, чем сооружения предыдущего периода, эти церкви обычно выстроены из кирпича и тесаного камня, уложенных горизонтальными рядами, с некоторым преобладанием кирпича, из которого целиком выложены отдельные части (например, купола в церкви Пантелеймона в Нерезах). С другой стороны, были и такие церкви, как, например, церковь Георгия в Старо-Нагоричине, у которых наружные стены были целиком построены из хорошо отесанного камня (очень вероятно известное влияние армянской архитектуры. Есть указания, что на территории Македонии и Сербии имелись небольшие армянские колонии.
Так, в монастыре Витовница около Петроваца на Млаве имеется надпись 1218 г. с текстом на сербском и армянском языках. Когда-то в белградском Народном музее хранился рельеф, изображающий Иисуса, с армянской надписью. Во время царствования короля Милутина, в начале XIV в., армяне жили и в Струмице, а одно село, которое принадлежало монастырю Трескавцу, называлось Арменохор. "Армянские села" на р. Пчине упоминаются в 1353 г. и т. д. Среди этих армян могли быть и мастера-зодчие). Цилиндрические или, реже, крестовые своды, как и полуциркульные арки, еще довольно тяжелы. Отсюда известная придавленность и тяжеловесность интерьеров. У церквей, имеющих форму вписанного креста, структура крыши соответствует системе сводов.
Фасады этих зданий также расчленены несколько больше, а глухие аркады на них обычно соответствуют внутренней структуре. Живописные благодаря своей полихромии наружные стены заканчиваются зубчатыми кирпичными карнизами. Порталы и окна, часто двойные и даже тройные, сохраняют основные архитектурные формы предшествующего периода. Резные украшения восточновизантийского происхождения, исполненные в плоском рельефе, более сложные и живые, чем раньше, особенно богаты в Нерезах и Дренове. Фрагменты того же характера найдены также в Охриде и Скопле.