Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Рашская архитектурная школа. Храмы. Тип, материалы

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
Милешево. Церковь, 1223 г. Вид сводов, план
Милешево. Церковь, 1223 г. Вид сводов, план
Морача. Церковь, 1252 г. Общий вид и план
Морача. Церковь, 1252 г. Общий вид и план
Сопочаны. Церковь, 1260-е годы. Общий вид и план
Сопочаны. Церковь, 1260-е годы. Общий вид и план
    Ряд памятников на территории Сербии XIII в. и первой половины XIV в. близок по своей архитектуре к церквам в Студенице и Жиче. В них варьируются, а иногда упрощаются основные черты этих сооружений в зависимости от местных условий.
     Главные из них: церковь в Джурджевы Стубови в Будимле около Берана и церковь Богородицы Хвостанской вблизи Печа, относящиеся к тому же времени, что и церковь в Жиче; церковь Апостолов в Пече, лишь немногим моложе; церковь в Милешеве, законченная, кажется, около 1223 г.; церковь на Мораче в Зете, 1252 г.; церковь в Сопочанах, 1260-х годов; церковь в Градаце, полностью восстановленная в 1270-х годах; церковь в Давидовицах, построенная в 1281 г.; церковь в Арилье, восстановленная в конце XIII в.; церковь в Баньской, построенная в 1313—1317 гг.; Белая церковь в Каране под Косеричем, сооруженная в 1332—1337 гг.
Печская патриархия. Церковь Апостолов, 1-я половина XIII в. Вид с юго-востока
Печская патриархия. Церковь Апостолов, 1-я половина XIII в. Вид с юго-востока
1 — Градац. Церковь, 1270-е годы (план); 2 — Баньска. Церковь 1313— 1317 гг. (план)
1 — Градац. Церковь, 1270-е годы (план); 2 — Баньска. Церковь 1313— 1317 гг. (план)
    Хотя все эти памятники относятся к одному и тому же архитектурному типу и представляют собой в целом типичные постройки Рашской школы, но три из них, более поздние, в основном сохраняя общую структуру, отличаются некоторыми особыми чертами. Это церковь в Дечанах, месте погребения царя Стефана Дечанского, церковь монастыря Святых архангелов под Призреном, которую воздвиг сын Стефана Дечанского властолюбивый царь Душан, претендент на византийский престол, с намерением сделать ее местом своего погребения, и большая городская церковь в Ново-Брдо.
Дечани. Главная церковь, 1327—1335 г., арх. Вита из Котора. Общий вид
Дечани. Главная церковь, 1327—1335 г., арх. Вита из Котора. Общий вид
Дечани. Главная церковь, 1327—1335 г., арх. Вита из Котора. Фрагмент верхней части западного фасада
Дечани. Главная церковь, 1327—1335 г., арх. Вита из Котора. Фрагмент верхней части западного фасада
    Церковь в Дечанах относится к 1327—1335 гг. и построена в типе пятинефной базилики, которая снаружи выглядит как трехнефная. Трехнефной базилике соответствуют алтарь и нартекс. В центральной части сохраняется очертание вписанного креста с куполом, который снаружи недостаточно связан с основным объемом здания.
    Сохраняя в целом своеобразие архитектурной концепции Рашской школы, Главная церковь в Дечанах в то же время имеет романские и, отчасти, готические черты.
Дечани. Главная церковь: продольный разрез, планы, аксонометрический разрез, северный портал
Дечани. Главная церковь: продольный разрез, планы, аксонометрический разрез, северный портал
    Для храма Святых архангелов, сооруженного в 1343—1349 гг., типичны другие особенности. Он представляет собой монументальное сооружение, выполненное в типе вписанного креста, с куполом. Вместе с тем с западной стороны находится большой открытый нартекс. Здесь чувствуется сильное влияние Македонии, в особенности Косовско-Метохийской школы, переживавшей в то время период своего расцвета. Вместе с тем система наружных стен и скульптурная декорация выдержаны в характере традиций Рашской школы.
    Церковь Николы (?) в Ново-Брдо еще больше отклоняется от рашского типа (существуют указания на то, что эта церковь была католической. Еще в большей степени от рашского типа отличается трехнефтная базилика в шахтерском городе Стари-Трг в Трапче, относящаяся к первой половине XIV в., может быть также католическая церковь). Ее самая древняя, западная часть представляет собой вписанный крест с куполом, опирающимся на четыре свободно поставленные колонны. Детали этой части здания напоминают церковь Святых архангелов под Призреном. Позднее к восточной части была пристроена еще одна трехнефная часть с куполом (?) и тремя апсидами, которые отдаленно напоминают в упрощенном виде церковь в Дечанах.
    Материал, из которого построены эти церкви, очень разнообразен как по обработке, так и по способам кладки. Преобладают камень и кирпич. Так, например, старейшая из церквей Рашской школы церковь Николы близ Куршумлии построена из одного кирпича, но со скрытыми рядами, благодаря чему создается впечатление, что стена сложена из камня и кирпича. Нередки случаи, когда кирпич чередовался с камнем в более или менее сложных и разнообразных сочетаниях. Если такая кладка чаще встречается на фасадах, как, например, во внешнем нартексе и в башне церкви Николы под Куршумлией, а также в куполе церкви в Студенице, то кладку со скрытыми рядами кирпича чаще можно встретить во внутренних частях помещений, как, например, в церквах в Студенице, Баньской, Дечанах и в церкви Святых архангелов под Призреном.
    Гораздо чаще, однако, стены целиком возводились из камня. В некоторых случаях, как в церкви Николы в Пече, они сложены из мелкого бутового и малообтесанного камня, в других случаях, как например, в церкви Богородицы Хвостанской близ Печа или в церквах в Мораче, Сопочанах и Градаце, они построены из более обтесанных сталактитов. В обоих случаях фасады оштукатурены.
    На двух памятниках — монастырской церкви в Жиче и церкви Апостолов в Пече — сохранились довольно отчетливые следы, на основании которых можно заключить, что штукатурка на их фасадах была покрыта красной краской. Верхняя часть их украшена цветным орнаментом. Фасады нескольких наиболее значительных памятников, таких, как церкви в Студенице, Баньской, Дечанах, церковь Апостолов под Призреном, выполнены полностью из мрамора. С технической стороны мрамор обработан и отшлифован первоклассно, местами полировка сохранилась до наших дней.
    Великая церковь в Студенице воздвигнута из чистого белого мрамора, в некоторых местах с сероватым оттенком (особую проблему представляют барабан и купол, сложенные не из мрамора, а из кирпича и камня. Не совсем ясно, какова причина различия строительного материала стен здания и его барабана). Церковь в Баньской построена из узких мраморных плит трех цветов — белого, розового и голубовато-зеленого, расположенных в неправильном шахматном порядке.
    Церковь в Дечанах сооружена из рядов белого мрамора, незаметно переходящего в лиловатые оттенки. Нижние части фасада храма Апостолов под Призреном выложены из белого и серого мрамора, а в некоторых местах также из розового. Наиболее старая, западная часть церкви Николы в Ново-Брдо построена из ряда крупных темно-красных плит из брекчии и серовато-зеленого андезита. Восточная часть, построенная позднее, сложена из меньших и лучше обтесанных квадров андезита двух цветов, чередующихся рядами.
    Во всех этих постройках швы между квадрами камня очень тонкие. Исключение составляет лишь поздняя, восточная часть церкви в Ново-Брдо, где швы в главной апсиде заполнены свинцом. Арки и своды сложены, подобно стенам, или только из кирпича, как в церкви Николы под Куршумлией, или из кирпича и камня, как это было в церквах в Баньской и в Дечанах, а иногда из одного камня, обычно из сталактита или плитняка в различных сочетаниях.
    Различна и форма сводов. Особенно характерны купола, барабаны которых, округлые или многогранные снаружи (исключение составляет купол церкви в Градаце, имеющий восьмигранный барабан как снаружи, так и внутри), вначале приземистые, становятся постепенно все выше и стройнее. Они почти всегда опирались с четырех сторон на арки, между которыми помещались паруса. Как это видно на примере церквей в Милешеве и Арилье, арки под куполом располагались иногда ступенями, одна над другой. В некоторых случаях, начиная со Студеницкой церкви, помимо цилиндрических сводов появляются также и своды слегка стрельчатого очертания. Относительно рано, уже в 30-х годах XIII в., встречаются также и ребристые своды. Вначале это были ребра прямоугольного сечения, как, например, во внешнем нартексе церкви в Студенице и в часовне первого этажа башни, в Жиче. Позднее встречаются более легкие своды с простым профилем, как в нартексе церкви в Градаце и в церкви в Дечанах.
    Крыши обычно делались двускатные, над боковыми нефами односкатные, а над башнями нередко и четырехскатные. Исключение составляет только церковь Апостолов в Печской патриархии, где крыша покоится непосредственно на сводах, что вообще приемлемо только для купола. Кровли Дечанской церкви опираются на крепкие дубовые или каштановые балки, расположенные без какой-либо определенной системы. В связи с богатыми залежами свинца храмы, в особенности более значительные, обычно покрывались свинцовыми плитами.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому