Рашская архитектурная школа
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
Рашская архитектурная школа. Архитектура Рашской школы складывалась и развивалась в период упрочения и дальнейшего развития феодализма в Сербии, в период укрепления феодального государства при Неманичах. Феодальный строй приобрел здесь свою зрелую форму в XIII в. и первой половине XIV в. Это был период, когда внутренние силы народа находили свое полное и разностороннее выражение в государстве, которое в политическом, экономическом и религиозном отношении освободилось от опеки Византии.
С другой стороны, оживленные экономические и политические связи как с самой Византией и Ближним Востоком, так и с западными странами через Приморье, создали возможности для использования опыта, достижений и форм, возникших в различных условиях в этих странах. Сильная отечественная традиция и высокая творческая активность местных мастеров способствовали тому, что противоположные восточные и западные тенденции слились на территории Рашки, подчинившись местным требованиям и традициям, и образовали новое органическое единство.
Можно проследить развитие этой архитектуры от простейших до самых сложных форм. Сохранилось много памятников, большинство которых можно довольно точно датировать (в отношении некоторых из этих памятников — церкви Богородицы около Куршумлии, церкви Апостолов в Пече, церквей в Градаце и Баньске — установлено, что они воздвигнуты на развалинах старых зданий. В отношении других — церкви Николы около Куршумлии, церквей в Студенице, Жиче, Милешеве, Арилье — это можно только предположить на основании некоторых еще недостаточно проверенных указаний).
Однородность архитектурных форм и стилевое единство этих построек показывают, что в объединенном государстве уже не было той разновидности типов, которая была свойственна более раннему времени. Впервые в истории архитектуры Сербии вырабатывается единый архитектурный стиль, развивавшийся потом на протяжении почти двухсот лет.
Самым ранним памятником этой школы можно считать церковь Николы около Куршумлии в Топлице. Неясно только, построил ли ее великий жупан Неманя между 1169 и 1172 гг. заново или только восстановил уже существовавшую ранее византийскую церковь. Над квадратной в плане центральной частью возвышается мощный, внутри многогранный, а снаружи восьмигранный купол, лежащий на четырех полуциркульных арках и парусах. Тройное алтарное помещение заканчивается с восточной стороны тремя апсидами, гранеными снаружи.
Куршумлия. Церковь Николы, 2-я половина XII в. План и разрез
Куршумлия. Церковь Николы, 2-я половина XII в. Общий вид
Западная часть здания перекрыта цилиндрическим сводом, который по сторонам несут полуциркульные опорные арки. Восточное, алтарное, и западное помещения намного ниже центрального, перекрытого куполом. Здание представляет собой один из вариантов архитектурного типа компактного вписанного креста, который был, очевидно, более отчетливо выражен и в верхних наружных частях здания, теперь уже значительно разрушенных. В южной части подкупольного пространства находится небольшое квадратное в плане помещение с вспарушенным крестовым сводом, которое, возможно, служило усыпальницей. С западной стороны пристроен, очевидно еще во время Немани, нартекс с двумя высокими башнями, из которых лучше сохранилась южная.
Сходный тип, только с несколько более компактными формами, имеет другая постройка Немани, которая, очевидно, лишь немного моложе, чем описанная выше,— церковь в Джурджевы Стубови в Расе, недалеко от Нови-Иазара. Купол поддерживается изнутри небольшой глухой аркадой на колонках, поддерживаемых консолями.
Перед боковыми входами находятся два низких притвора. Две башни опираются непосредственно на более низкую западную часть здания (две башни по сторонам перестроенного нартекса имеются и в церкви Богородицы около Куршумлии — трехконховой ранневизантийской постройке, которую Неманя, очевидно, обновил в то же время, когда была построена церковь в Джурджевы Стубови.
Джурджеви Стубови в Расе. Церковь, 2-я половина XII в. План, разрез
Джурджеви Стубови в Расе. Церковь, 2-я половина XII в. Вид на западную стену изнутри
Две башни пристроены несколько позже и к Петровой церкви в Белом Поле на Лиме, выстроенной или, может быть, только восстановленной в конце XII в.
Ее цилиндрический свод пересечен посередине более узким, но и более высоким сводом той же формы, над центральной частью которого был сооружен небольшой купол на квадратном основании. Апсида имеет снаружи прямоугольные очертания, так что эта церковь несколько напоминает небольшие дороманские постройки в Приморье).
Дальнейшее развитие нашло свое выражение в Великой церкви в Студенице, которую также построил Неманя в конце XII в. В ней сочетались формы церкви Николы близ Куршумлии и церкви в Джурджевы Стубови. Своды западной части здания и восточного тройного алтарного помещения подняты в Студеницкой церкви на большую высоту, поэтому центральная часть не господствует больше в той степени, в какой это имело место в двух описанных выше постройках.
Боковые притворы, ведущие в подкупольное помещение, сохраняются и здесь, но нартекс не имеет башен. Выстроенный одновременно с самим храмом, он имеет такую же высоту, как западная часть последнего, и находится под одной крышей с ним.
Студеница. Великая церковь, конец XII в. План и разрез
Студеница. Великая церковь, конец XII в. Вид с северо-востока
Несколько позже, в 30-х годах XIII в., был пристроен внешний нартекс, который представляет собой один из наиболее удачных примеров внутренних помещений Рашской школы. Если в своей общей структуре Великая церковь через посредство церкви Николы и церкви в Джурджевы Стубови опирается главным образом на византийско-восточные источники, то ее фасады, а также декоративная мраморная скульптура родственны западным, романским образцам.
Студеница. Великая церковь. Западный портал, окно средней апсиды, северный портал
Более скромной архитектурой отличается церковь в Жиче, где находился первый центр сербской архиепископии. Она построена во втором десятилетии XIII в. и представляет собой вполне сложившийся тип здания Рашской школы.
Боковые притворы церкви в Жиче образуют как бы низкий трансепт. С боковых сторон к нартексу примыкают небольшие приделы, служившие местом погребения, с простым алтарем. Эта особенность встречается не везде в более поздних памятниках Рашской школы. С западной стороны церквей с 30-х годов XIII в. стали возводить, видимо, двухэтажный, внешний нартекс с высокой башней.
Жича. Церковь, начало XIII в. Разрез, план
Жича. Церковь, начало XIII в. Вид с юго-востока