Сербия и Македония. Особенности развития 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Сербии и Македонии
История Македонии этого же периода сложилась по-другому. Македонские славяне входили в состав Болгарского государства до его падения в 971 г. и Западно-Болгарского государства во главе с Самуилом, которое объединяло как часть Болгарии, так и центральную часть Балканского полуострова, где позднее сложилось Сербское государство. Несмотря на свое недолгое существование — Византия покорила его в 1018 г.— это государство пробудило у македонских славян чувство национального самосознания; этим объясняются и последующие восстания македонского народа, особенно сильные в 1043 и 1073 гг.
Период от IX до конца XII в. имел очень большое значение для славянского населения, проживавшего на всей этой территории. Это был период укрепления государственного строя небольших раннефеодальных государств и проникновения славянского населения в ранее завоеванные города на побережье и в глубине Балканского полуострова.
В этот период создавалась новая культура: в Македонии и Рашке — на основе столкновения и взаимного проникновения славянской традиции и восточновизантийской культуры, являвшейся восприемником культурного наследия античности; в Приморье — главным образом на базе влияния Запада. Это был период постепенного укрепления феодальных отношений, проникнутых идеологией христианства, которое пропагандировали Рим и Константинополь, чтобы с его помощью укрепить и расширить сферы своего влияния. Но в то же время это был период создания письменности, которую в конце IX в. распространяли из области Охриды и Преспы Климент и Наум, ученики Кирилла и Мефодия.
Последняя четверть XII в. имела решающее значение для укрепления Сербского государства. В этот период при великом жупане Стефане Немане, основателе династии Неманичей, произошло, объединение всех небольших сербских государств и части Боснии (Босния вскоре образовала самостоятельное государство, во главе которого стояли династии, в значительной степени зависевшие от венгерских правителей. Это послужило причиной кризисов, выразившихся в столкновениях между католической и богомильской боснийской церковью. Во второй половине XV в. Босния также полностью подпала под власть Турции) в единое Сербское государство. Македония в его состав не вошла.
Его развитие и усиление зависели прежде всего от укрепления его внутренних экономических и военно-феодальных сил. С другой стороны, его усилению способствовала также и очень благоприятная внешнеполитическая обстановка, прежде всего ослабление Византии, которая в 1204 г. была завоевана крестоносцами. Установлению полной независимости государства содействовало также создание в 1219 г. самостоятельного сербского архиепископства, основатель которого третий сын Немани архиепископ Савва I проявил себя как дальновидный государственный деятель.
Нечто подобное, т.е. установление самостоятельной католической церкви в Сербском государстве, попытался сделать в середине XIII в. и король Стефан Урош I, восстановив архиепископство в Баре, но это не привело к ожидаемым результатам. Понятна также и та борьба, которую Неманя и его непосредственные наследники вели прежде всего в Боснии против богомилов как выразителей старой славянской племенной традиции, препятствовавшей развитию феодализма.
Превращение великого жупанства в 1217 г., при Стефане Первовенчанном, в королевство и его внутреннее укрепление в третьей четверти XIII в., при Стефане Уроше I, подготовили его значительное расширение к югу в первой половине XIV в., при Милутине (1282— 1321) и Душане (1331 —1355), который провозгласил себя царем в 1346 г. Тогда не только Македония, за обладание которой боролись до того Византия, феодалы-крестоносцы и болгары, но и значительная часть Эпира (современная Албания) и Фессалии (северная Греция) входили в состав Сербского государства.
Дальнейшее развитие феодальных отношений привело к усилению местных центров и ослаблению центральной власти, а внутренние распри между феодалами и набеги турок привели к тому, что в последней четверти XIV — первой половине XV в. государство распалось на небольшие феодальные единицы. Его административный и политический центр, который ранее переместился из Рашки в Призрен и затем в Скопле, был перенесен теперь под нажимом турок на север, сначала в Крушевац, после поражения на Косовом поле в 1389 г.— в Белград (в начале XV в.), а затем в Смедерево на Дунае.
Падение Смедерева в 1459 г. означало одновременно и конец самостоятельного Сербского государства. Только в Воеводине (в Среме, Банате и Бачке), которая вошла в состав Венгерского государства, отдельные сербские феодалы сохранили еще на некоторое время ограниченную вассальную самостоятельность. Свободными оставались только труднодоступные горные районы Черногории.
Период с конца XII до середины XV в. был для Сербского государства временем развития и укрепления его экономики и культуры, что было органически связано с укреплением феодальных отношений. В то время как прикрепленные к земле крестьяне подвергались жестокой эксплуатации, полусвободные ремесленники имели большие возможности для развития своего ремесла. Ремесло развивалось главным образом в городах как на побережье, так и в глубине страны. Развитие ремесленного производства и, в особенности интенсивная разработка рудников способствовали развитию торговли, как внутренней, так и внешней, которая шла через прибрежные города. Развитие торговли, в свою очередь, способствовало росту городов, оживлению строительной деятельности и развитию архитектуры.
Зодчие, которых иногда еще выписывали из дальних стран, из Византии, с Востока, а возможно и с Апеннинского полуострова, работали бригадами во главе с протомайстором. Лишь немногие из них принадлежали к духовному сословию; большинство же были мирянами и завоевали имя и признание своим трудом (так, например, король Милутин даровал протомайстору Георгию и его братьям Доброславу и Николе за строительство и роспись многочисленных церквей село Манастирец, что подтвердили после его смерти своими грамотами его сын Стефан Дечанский и внук Душан. Очень известен был также протомайстор Раде Бороевич, который под именем Раде Неймара вошел даже в народную поэзию). Организованные таким образом в бригады зодчие передавали новому поколению и традиции, носителями которых они являлись, и свой личный опыт, который в значительной степени способствовал изменению направления и формы самой традиции.
Архитектурная традиция в период своего зарождения, о котором идет речь, имела различные истоки. Когда славяне обосновались на Балканском полуострове и были созданы первые славянские государства, еще продолжали существовать некоторые из позднеантичных — ранневизантийских городов, или, по крайней мере, сохранились развалины их, которые иногда заселялись славянами (так, на развалинах Стоби, Царичин Града и Гамзиграда археологическими исследованиями обнаружены следы славянского населения, которое обосновалось здесь после разрушения этих городов).
Достаточно назвать только несколько самых крупных: Naisus (Ниш), Scupi( Скопле), Lichnidos (Охрида), Heraclea Linkestis около Битоля, Ulpiana в Косове, Justiniana Prima (возможно, Царичин Град), Viminacium (Костолац), Singidunum (Белград), Гамзиград в области Тимока, Doclea (Дукля) в районе Титограда. Эти города вплоть до второй половины VI в. отличались богатством городской позднеантичной — ранневизантийской архитектуры гражданского, военного и культового характера, а результаты раскопок на месте некоторых из них позволяют сделать вывод, что они могли существовать и несколько позднее, вплоть до раннего средневековья.
Вполне естественно, что славяне в период своего обоснования на Балканском полуострове не только имели дело с позднеантичной — ранневизантийской архитектурой, но и были носителями собственной архитектурной традиции, которая находила свое выражение в дереве как основном строительном материале. Эту традицию можно не только представить себе благодаря археологическим раскопкам (Панчево, Бостаниште, около Мошорина на Тиссе), но также и наблюдать в живых образцах деревянного зодчества, которое сохраняется и в настоящее время в горных лесных районах.
Но помимо местной традиции постоянно дают себя чувствовать и внешние связи с Востоком и Византией, а также и с Западом через Приморье. Оживленная торговля со странами Востока и Запада, близость крупных архитектурных центров, как Фессалоники, Афон и Апулия (через море), тесные связи церкви с Константинополем, а также политические и родственные связи феодалов, которые лавировали между Западом и Византией,— все это способствовало тому, что эти влияния взаимно перекрещивались как раз на территории Сербии.
Свидетельства некоторых архитектурных памятников, подкрепленные письменными историческими источниками, говорят о несомненных связях с архитектурой Венгрии, Болгарии, Валахии и Молдавии, а также русского государства, а, возможно, даже и древнерусского государства (так, мы находим одну и ту же систему кладки кирпичных стен, когда каждый второй ряд кирпича заглублен и закрыт раствором, с одной стороны, в церкви Спаса на Берестове в Киеве начала XII в. и в киевском Софийском соборе 1017— 1037 гг., а, с другой стороны, в Сербии в церкви Николы близ Куршумлии, построенной в 1170 г., а возможно и раньше. Но это могло быть и следствием заимствования данной конструкции из одних и тех же византийских источников).