Сложение византийского зодчества 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Ранневизантийская архитектура
Накануне образования византийской архитектуры довольно широко был распространен базиликальный архитектурный тип. В разных областях он имел различные варианты. Наиболее ярко базиликальный план был выражен в сооружениях Италии, и особенно самого Рима.
Оставаясь в пределах архитектурного типа базилики, следует прежде всего отметить укорочение базилик, которое мы обнаруживаем в различных частях тогдашнего христианского мира, и главным образом на Востоке. Необходимо в каждом отдельном случае изучить причины, которые привели к такому укорочению. Но общим явлением представляется ослабление направленности к апсиде и алтарю. Особенно существенно было появление в середине среднего нефа нового культового центра.
В базиликах Сирии и других областей в середине интерьеров были найдены приспособления для восседания священнослужителей, кафедры для чтения книг и другие особенности. Такие устройства являются в известном смысле прототипом византийского амвона, а в некоторых случаях амвоны были найдены в различных областях позднеантичного и ранневизантийского мира в середине среднего нефа. Второй, после алтаря, культовый центр в середине здания предопределял выделение этого места также и архитектурными средствами, т. е. куполом. Очень важно, что во многих зданиях, в частности в ряде сирийских базилик, были деревянные купола — прямые прототипы византийских кирпичных куполов.
Очень существенной разновидностью культового здания этого раннего периода был мартирий, т. е. церковь над могилой святого. Самое поклонение святым, получившее такое распространение, связано с античным почитанием героев и говорит об антропоморфном элементе раннего христианского культа, который был особенно распространен на Востоке. Однако несколько преувеличенными представляются попытки некоторых исследователей чуть ли не всю последующую православную церковную архитектуру вывести из мартириев.
Среди архитектурных разновидностей типа мартириев особенно выделяются большие монументальные постройки с планом в виде четырехлистника. Вряд ли может быть сомнение в том, что они сложились в восточных областях позднеантичного мира. Многие из них имели еще деревянные купола, но встречались и такие, которые были перекрыты куполами из кирпича. Четырехлистник в плане очень сильно выделял центральную точку главного помещения, даже в ущерб алтарю. Нет необходимости подчеркивать, какое большое значение это имеет для решения вопроса о происхождении Софии в Константинополе и, вообще, о сложении византийского зодчества.
Из всех архитектурных типов, существовавших накануне возникновения византийского зодчества, купольная базилика, которая была потом положена в основу Константинопольской Софии, имела для возникновения византийской архитектуры наибольшее значение.
В отношении строительных материалов и конструктивных приемов архитектура периода сложения византийского зодчества распадается на две большие школы, из которых каждая внесла свой очень существенный вклад в образование византийского зодчества.
Одна из этих школ — столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками Сирии.
Для сирийской школы характерна кладка из прекрасно отесанных блоков камня. Перекрытия — обычно деревянные. Однако старая точка зрения, что это были плоские перекрытия или открытые внутрь стропила кровли, должна быть на основании новейших исследований уточнена в том отношении, что очень часто в монументальных сооружениях, а может быть и в жилых постройках, применялись купола из дерева, внутренние поверхности которых были в некоторых случаях украшены мозаикой. Сирийская каменная кладка представляет собой дальнейшее развитие античной, в конечном счете греческой кладки. Однако возможно, что в некоторых случаях наружные поверхности стен покрывались тонким слоем штукатурки.
В константинопольской школе строительные материалы и технические приемы были менее однородными и представляют собой сложную картину, в которой имеются некоторые еще недостаточно исследованные особенности. Основным отличием от Сирии является здесь очень широкое применение кирпича и сводов. Вследствие того, что архитектурные памятники Константинополя сохранились в очень небольшом количестве и что на пути к их достаточно детальному исследованию имеется ряд трудностей, невозможно представить себе исчерпывающим образом кладку стен константинопольских зданий в период сложения ранневизантийской архитектуры. Многие вопросы остаются еще спорными, на них можно ответить только предположительно.
Уже с конца IV в. в области строительной техники отчетливо дает себя чувствовать самостоятельный характер архитектуры Константинополя. Большое круглое здание около Будрум-Джами, построенное, по-видимому, еще до IV в., существенно отличается по кладке от зданий Рима, хотя оно и было перекрыто куполом. Оно имеет черты, встречаемые уже со II в. в Малой Азии. Его кладка характеризуется прекрасным тесаным камнем, квадры которого скреплены железными скобами. Эта кладка своими корнями уходит в классический период греческой архитектуры. Уже во II и III вв. в Малой Азии в противоположность Риму широко распространяются чисто кирпичные своды. Например, в Эфесе в термах в порту стоят каменные столбы, несущие кирпичные арки, что прямо предвосхищает кладку Софии в Константинополе.
Решение вопроса о происхождении каменной кладки, в которой несколько рядов камня чередуются с рядами кирпича, очень существенно для выяснения истоков столичной византийской кладки. Можно утверждать, что около 400 г. в Малой Азии чередование камня и кирпича в кладке стен было широко распространено. В качестве примеров его применения можно привести такие памятники, как постройки IV в. в Никомидии и церковь Марии в Эфесе, а также вне Малой Азии арку Галерия и церковь Георгия в Фессалониках. В Константинополе аналогичная кладка встречается в городских стенах и других ранних постройках.
Впервые в церкви Сергия и Вакха в кладке начинает преобладать кирпич. В ее стенах каменные прокладки служат только дополнением к основной кирпичной кладке. В Софии они применены лишь в самых ответственных местах. Преобладание кирпича наблюдается в Константинополе уже в кладке Ипподрома. Кирпичную кладку с прослойками из камня мы находим в церкви Иоанна в Эфесе, продолжающей местную малоазийскую традицию. Доказательством независимости .ранневизантийской кладки Константинополя от Рима и Запада является тот факт, что кладка куполов из керамических сосудов не привилась ни в Константинополе, ни в Малой Азии, ни где бы то ни было на Востоке. Между тем в Риме такая кладка известна уже со II в., и еще в VI в. она была применена при сооружении купола Сан Витале в Равенне.
В отношении художественной стороны архитектуры в период сложения ранневизантинского зодчества отчетливо выступают две основные тенденции. Сирийская и отчасти малоазийская архитектура склоняется к отчетливым геометрическим объемам, поставленным изолированно, к небольшим проемам окон, малому их числу, к статичным интерьерам. Наоборот, в константинопольской архитектуре и в архитектуре других крупнейших годоров складывающегося византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим, интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчлененным, даже подчас раздробленным, объемам и их связи с городской застройкой.
В самом Константинополе наиболее выдающимися памятниками архитектуры V в. являются городские крепостные стены, цистерны, базилика Студийского монастыря и Халкопратийская базилика.