Сложение византийского зодчества
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Ранневизантийская архитектура
Вопрос об истоках и происхождении византийской архитектуры до сих пор оживленно дебатируется в научной литературе. На эту тему были высказаны очень разнообразные и подчас взаимно исключающие друг друга точки зрения. Идут споры также и о времени сложения византийского зодчества.
В самом начале научной разработки вопросов истории византийской архитектуры преобладало общераспространенное тогда мнение о римских истоках византийского зодчества. Тогда всю историю Византии рассматривали как медленный процесс увядания Рима. Причиной этого считали возникновение и развитие христианства, разложившего античную культуру. Вопросы связи Византии с Римом были в дальнейшем разработаны историками искусства католического направления, стремившимися вывести из Рима - папского центра - все дальнейшее развитие европейского искусства и в первую очередь византийское искусство и архитектуру.
Реакцией на эту одностороннюю точку зрения явились труды русской школы византиноведения, которая всемерно подчеркивала значение греческой художественной традиции в сложении и развитии византийского искусства.
Наряду с этим в науке сложилась и ориенталистическая теория происхождения византийской культуры. Истоки византийского искусства и архитектуры стали искать в Малой Азии, а потом в Месопотамии и еще дальше на Востоке. Особое внимание исследователей в качестве одного из существеннейших восточных источников византийской архитектуры привлекала к себе Армения.
Исследования последних десятилетий обнаружили, в значительной степени в результате многочисленных археологических открытий, обильный новый материал, относящийся ко времени между концом развития римской-архитектуры и сложением византийского зодчества. Исследования производились в самых различных областях тогдашнего мира, связанного с позднеримской и ранневизантийской культурой. В частности, были более подробно обследованы ряд архитектурных памятников Италии, а также многочисленные постройки Сирии и других областей. Собранный в результате этой большой и очень кропотливой работы материал настоятельно требовал новых выводов.
Обобщение новых материалов привело вновь к различным и отчасти взаимоисключающим друг друга выводам по вопросу о происхождении византийского зодчества. Эти новые точки зрения частично примыкают к направлениям первых десятилетий XIX в. Итальянские исследователи с энтузиазмом подхватили старую теорию о римских истоках византийского зодчества, которую они стали развивать, опираясь на новые исследования. При этом неприкрытый национализм толкает их на то, чтобы по возможности все дальнейшее развитие всемирной архитектуры выводить из Рима или, по крайней мере, из Италии. Одним из центральных памятников, вокруг которого до сих пор ведется дискуссия, является Сан Лоренцо в Милане. Это здание было очень детально исследовано, но датировки отдельных его строительных периодов, в особенности первоначальных, являются весьма шаткими и спорными. Молодые исследователи примыкают в своих «панитальянистских» воззрениях к более старым ученым.
Панитальянистская точка зрения получила в научной литературе заслуженный и очень энергичный отпор. В особенности французские ученые неопровержимо показали в своих изысканиях и обобщениях огромное значение Сирии и других восточных областей Византийской империи в сложении византийского зодчества. К ним примыкают многие исследователи, пишущие на английском языке.
Русская школа византинистов, подчеркивая греческое, эллинистическое начало, продолжавшее плодотворно развиваться в византийском искусстве и архитектуре, никогда не отрицала вклада Рима, с одной стороны, и Востока — с другой, в процесс сложения византийской архитектуры и изобразительного искусства. Вместе с тем русская школа всегда подчеркивала значение греческого начала для культуры античного Рима и очень большое влияние эллинистического и шире — греческого начала для восточных областей и государств, соседних с греко-римским античным миром. Характерной особенностью русской школы историков византийского искусства и архитектуры является то, что ее представители, крепко привязанные в своей работе к детальному и по возможности доброкачественному обследованию самих памятников, никогда не впадали в односторонние крайности. Такова была, в частности, в высшей степени плодотворная работа Русского археологического института в Константинополе, из которого вышли очень многие выдающиеся византинисты и ряд очень ценных публикаций.
Представители русской школы византинистов и примыкающие к ним французские и немецкие исследователи всегда считали, что для решения вопроса об образовании византийского зодчества необходимо учесть и углубленно изучить в первую очередь греческую, эллинистическую основу византийской архитектуры, а также ее римский компонент и восточные элементы.
Советские историки Византии, продолжающие, школу русских историков-византинистов дореволюционного времени, убедительно показали, что сущность исторического процесса постепенного превращения Римской империи в Византийскую заключалась в переходе от рабовладельческой формации к феодальной. Все они согласны с тем, что именно этот переход и составляет сущность истории Византии, в особенности в ранневизантийский и средневизантийский периоды.
В Византийской империи сложились своеобразные формы общественной структуры и общественной жизни. Именно они, а также новая идеология, сложившаяся в V — VI вв., обусловили органические связи с Западом и Востоком и тот замечательный синтез унаследованных Византией западных и восточных архитектурных достижений, который осуществляли ее зодчие на великой основе греческого античного архитектурного наследия.
При переходе от поздней античности к Византии бытовали самые разнообразные архитектурные типы, которые, взаимно перекрещиваясь, друг на друга влияли и перерождались. Такая пестрая картина очень характерна для переходного времени. В разных частях позднеантичного мира архитектурные типы были различными и входили друг с другом в разные соединения, что было обусловлено местными особенностями. Постепенно, шаг за шагом, по-разному в различных областях позднеантичного мира в архитектуре стали намечаться и медленно развиваться отдельные особенности, которые вошли позднее в систему ранневизантийского зодчества. Наиболее существенными были особенности, связанные с появлением и развитием купола и центрической архитектурной системы.