Константинопольская школа средневизантийской архитектуры
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Константинопольская школа средневизантийской архитектуры
Рядовая жилая застройка Константинополя и столичные дворцы средневизантийского времени до нас не дошли. Планировка последних остается неизвестной.
Об их наружном виде можно до некоторой степени судить по дворцовым постройкам, сохранившимся в других городах. Но при этом нербходимо учитывать отличия, существовавшие между постройками столицы и других городов империи и, тем более, соседних стран.
Венеция. Дворец Фондако деи Турки, XI—XII вв.
Венеция. Вид из-под аркады дворца Фондако деи Турки
Ближе всего к константинопольским дворцам были наиболее богатые дворцы Венеции. Так, например, дворец Фондако деи Турки был построен в подражание наиболее роскошным средневизантийским зданиям Константинополя. Характерны колоннады, занимающие весь уличный фасад дворца. Главная улица Константинополя и некоторые другие его улицы были сплошь застроены подобными зданиями. Они образовывали сплошные ряды колонн, которые обрамляли улицу с двух сторон. Это живо напоминает улицы древних римских городов типа Тимгада.
Однако в Константинополе на колонны опирались арки, а не прямые антаблементы, как в Тимгаде. Дворец Диоклетиана в Сплите, показывает, что подобные уличные аркады были распространены уже в позднеримское время. Оси колонн верхнего яруса на фасаде дворца Фондако деи Турки не совпадают с осями колонн нижнего яруса. Это придает зданию воздушность и живописность и напоминает аналогичное расположение колонн в двух ярусах интерьера Константинопольской Софии. На фасаде Фондако деи Турки намечены две башни, отмечающие углы здания. Это свидетельствует о происхождении данного типа венецианского и константинопольского дворцов от римских зданий с портиком между угловыми ризалитами.
Многокупольные здания: 1 — собор Сан Марко в Венеции, XI в (план и разрез); 2 — парапет церкви на о. Торчелло близ Венеции, начало XII в.; 3 — церковь в Перистера около Фессалоник, IX в.; 4 — церковь на о. Кипре, XI—XII вв. (план и разрез); 5 — церковь на о. Кипре, XI—XII вв. (план и разрез); 6 — дворец Фондако деи Турки в Венеции, XI—XII вв. (часть плана)
Для византийского происхождения Фондако деи Турки характерны прозрачная пространственность фасада и миниатюрность колоннады верхнего яруса.
Сохранились многие средневизантийские церковные постройки Константинополя, однако они дошли до нас в сильно искаженном виде. При превращении церквей в мечети турки уничтожали целые части зданий и прибавляли новые. Поэтому во многих случаях от первоначальной постройки до нас дошел всего лишь фрагмент ее центральной части. Необходимо учесть еще переделки византийского времени, вызывавшиеся разрушением зданий при землетрясениях или изменением назначения всей постройки и отдельных ее частей, носившие иногда существенный характер.
Кладка константинопольских зданий изменялась довольно быстро, на протяжении десятилетий. Поэтому на основании характера кладки и конструктивных приемов, а также архитектурных форм, можно устанавливать отдельные строительные периоды изучаемых построек. Только в некоторых случаях удается связать указания этой каменной летописи с историческими известиями о данном здании.
Чтобы выявить первоначальный облик средневизантийского константинопольского здания и его строительную историю в византийское время, необходимо произвести большую архитектурно-археологическую и реконструктивную работу. Последняя в настоящее время далеко не всегда возможна в желаемой степени из-за очень малой изученности архитектурных памятников Константинополя. В литературе до сих пор идут споры о первоначальном виде некоторых столичных византийских зданий. Общепризнанными являются реконструкции только некоторых из них.
Средневизантийские памятники Константинополя удобнее всего условно сгруппировать по векам, хотя во многих случаях датировки остаются в значительной степени предварительными и приблизительными.