Собор в Майафаркине. Церкви в Никее, Дере-Аси, Улади - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Собор в Майафаркине. Церкви в Никее, Дере-Аси, Улади

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Восточновизантийская школа средневизантийской архитектуры
Восточновизантийские церкви
Восточновизантийские церкви: 1 — церковь близ Амасры на о. Буюкада на Черном море около малоазийского побережья, начало VIII в. (план местности и план церкви); 2 — церковь в Херсоне (Херсонесе) в Крыму, 1-я половина X в.; 3 — церковь в Никее в Малой Азии, конец XI — начало XII в.; 4 — церковь в Майафаркине в Месопотамии, IX в.
    Большие здания крупных городов восточных областей Византийской империи хорошо представлены собором в Майафаркине в Месопотамии, IX в. Это редкий восточновизантийский представитель архитектурного типа пятинефной крестовокупольной системы, современник Аттик и Календер в Константинополе. Сходство с ними проявляется, например, в том, что внутренний обход гораздо шире концов креста.
    В отношении угловых помещений собор в Майафаркине отличается более развитой формой, чем столичные здания IX в. Подкупольные столбы имеют законченную форму, что напоминает церковь вне стен Русафы, VI в. Это подтверждает предположение о некотором влиянии восточновизантийской архитектуры на столичную в IX в., так как собор в Майафаркине связан с архитектурой Константинополя.
    Не следует забывать, что византийская архитектура представляет собой единство, в создании которого участвовали различные провинции и народы империи. Средняя апсида собора в Майафаркине имеет снаружи трехгранную форму, как и Аттик, и три очень узеньких окошка, как Календер. Три стройных аркады открываются из средней части во внутренний обход, замкнутый нартекс отсутствует.
    Отличия от зданий Константинополя отчетливо выступают в строительных материалах, архитектурных конструкциях и художественной композиции.
    Хорошая кладка стен из тесаного камня говорит о наличии этого естественного материала в Месопотамии. Она напоминает ранневизантийские постройки Сирии и свидетельствует о живучести эллинистических традиций. Наружный облик здания характеризуется массивностью статичного кубического объема, имеющего простые геометрические очертания. С трех сторон он вовсе не имеет никаких членений, с восточной стороны выступают апсиды. Типична прямоугольная наружная форма боковых апсид. Проемы в стенах посажены редко и очень малы. Здание стояло изолированно на небольшой городской площади.
    Существенные отличия от столичной архитектуры наблюдаются также и в конструктивном решении собора в Майафаркине. Считалось до последнего времени, что средняя часть была перекрыта сводами, характерными для крестовокупольной системы. Однако недавно было высказано предположение, что перекрытие было деревянным. Центральная часть здания вместе с алтарями сильнее противопоставлена внутреннему обходу, чем это обычно для Константинополя. Здесь не было, например, арок, перекинутых через внутренний обход. Собор в Майафаркине говорит о том, что на востоке Византии была в ходу трехнефная крестовокупольная система. Только в исключительных случаях, когда требовалось достигнуть большой вместимости, трехнефное здание окружали внутренним обходом. Это происходило под влиянием столичных образцов.
    В самой Малой Азии сохранилось очень мало пятинефных крестовокупольных зданий. В Никее была открыта пятинефная церковь конца XI — начала XII в. Однако реконструкция ее первоначального вида не вполне достоверна, так как здание плохо сохранилось и еще недостаточно изучено. Эта церковь выложена из кирпича, все ряды которого выступают на поверхности стен. Здание очень похоже на церкви Константинополя. Отголоском пятинефной системы является план одной из церквей Херсона.
    Средневизантийские трехнефные крестовокупольные здания сохранились в более или менее цельном виде в различных частях Малой Азии. Они свидетельствуют о широкой распространенности этого архитектурного типа в восточной школе средневизантийской архитектуры. Эти постройки обладают каждая своеобразными местными особенностями.
    Выдающимся памятником средневизантийской архитектуры Малой Азии является церковь в Дере-Аси в Ликии. Здание исследовано недостаточно. Возможно, что оно первоначально тоже было пятинефным. Своеобразную особенность его архитектурного типа составляют хоры в боковых концах креста, выходящие в подкупольное помещение тройными аркадами, каждая на двух промежуточных колоннах. Кладка стен представляет собой чередование нескольких рядов неровно отесанных квадров камня и нескольких рядов кирпича. Здание массивно и тяжеловесно.
Церкви в Малой Азии
Церкви в Малой Азии: Дере-Аси, VIII—IX вв. (план и разрез); Улади, X—XII вв.
    В Малой Азии сложился в средневизантийское время тип маленькой четырехстолпной крестовокупольной церкви простого варианта, представленный церковью в Улади. Квадратная в плане, она имеет три апсиды. План расчленен системой крестообразных столбов, которым на внутренних стенах соответствуют лопатки. Здание очень невелико: его купол имел всего только три метра в диаметре. Сопоставление планов церкви в Улади и ранневизантийской церкви вне стен Русафы обнаруживает традицию, восходящую к архитектуре древней Месопотамии. В церкви в Улади отчетливо выступают также античные греческие и римские традиции в сочетании с византийским началом. Это разнообразное наследие слилось в некоем синтезе: церковь в Улади очень цельна по своей архитектуре.
    Своеобразные особенности средневизантийской архитектуры Малой Азии выступают очень отчетливо. Все же эта архитектура носит несколько провинциальный характер.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому