Греческая школа средневизантийской архитектуры. Мистра. Монастырь Дафни
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Греческая школа средневизантийской архитектуры
Мистра в Пелопоннесе. Общий вид
Мистра. План, XII—XV вв.
Милле был первым исследователем, обратившим внимание на особую греческую школу византийского зодчества. В его книге нет прямого определения ее особенностей. Он только справедливо указывает на то, что в Греции совмещались черты, характерные для константинопольской и для восточной школ византийской архитектуры. Однако произведения греческой школы средневизантийской архитектуры отличаются довольно единым и самостоятельным характером, несмотря на многочисленные отклонения, типичные для той или иной части Греции этого периода.
Мистра. План остатков дворца, XIII—XIV вв.
В Мистре до нас дошло довольно много византийских построек. По ним можно себе представить в общих чертах характер города в целом. Правда, развалины Мистры, в особенности жилые дома, еще очень мало изучены. Далеко не всегда можно отличить средневизантийские здания Мистры от поздневизантийских. Тем не менее уже сейчас можно составить себе некоторое представление об этом выдающемся византийском городе. Однако вряд ли было бы правильным считать Мистру типичным примером византийского города вообще. По-видимому, это только характерный пример средне- и поздневизантийского города в Греции.
Мистра — довольно большой город, расположенный на крутом склоне высокого холма. Характерны не только городские укрепления, опоясывающие город, но и дополнительные укрепления отдельных комплексов внутри города, например дворцов и монастырей. Даже отдельные дома в некоторых случаях укреплялись. Все это свидетельствует о неспокойных временах. Город постоянно находился под угрозой вражеского нашествия, возраставшей с каждым десятилетием. В особенности монастыри выглядели как маленькие самостоятельные городки внутри города.
Система улиц Мистры характеризуется нерегулярностью и живописностью, возникшей в результате стихийной застройки городских кварталов. Жилые, дома как бы прилепились к склонам холмов. Улочки — кривые и узкие. Самые дома очень скромны как по размерам, так и по архитектурным деталям. Это в основном постройки утилитарного назначения, над которыми господствуют общественные здания, в первую очередь церкви. Дворцы знати по своей величине и архитектуре занимают только второе место после культовых построек и приближаются больше к жилым домам среднего достатка. Современное состояние развалин и степень их изученности не позволяют сказать, имелись ли в жилых домах и дворцах помещения, перекрытые куполами.
Монастыри в Греции 1 — кельи монахов (план и дворовый фасад); 2 — сарай для лодок (план и фасад)
Для эпохи феодализма особенно характерно образование относительно небольших укрепленных комплексов, принадлежавших крупным земельным собственникам. Запершись в них, последние могли держать в повиновении окружающее население подвластных им деревень. До нас не дошли подобные архитектурные комплексы византийских светских феодалов. Мы знаем только ансамбли монастырей, которые играли очень большую роль в жизни страны в средневизантийское время.
Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI в.: продольный разрез, план, южный фасад, фрагмент восточного фасада, детали колонок оконных проемов, генеральный план монастыря
Типичным примером является ансамбль монастыря Дафни в Аттике, недалеко от Афин. Весь комплекс окружен стенами с башнями. В центре изолированно стоит главное культовое здание — собор. Рядом с ним, тоже изолированно, находится довольно большая трапезная монахов. Она вдвое меньше собора и расположена параллельно его северной стороне. Вплотную к стенам примыкают кельи монахов. Они представляют собой небольшие квадратные комнаты, двери которых выходят в большинстве случаев внутрь галереи на столбах, открывающейся на среднюю незастроенную часть монастырского ансамбля. Последняя является как бы большим двором, в котором находятся собор и трапезная. Центральный монастырский двор впоследствии обычно застраивался дополнительными кельями монахов и разными хозяйственными постройками. Все они располагались чаще всего асимметрично. По мере роста монастыря образовалось нечто подобное небольшому городу.
Церковь монастыря Дафни
Монастыри в Греции: монастырь Мелетия и монастырь в Беотии
В монастырях на территории Балканского полуострова сохранилось большое количество утилитарных построек, значение которых для истории византийской архитектуры очень велико. Это прачечные, бани, кухни, больницы, странноприимные дома, лодочные пристани, источники, бассейны и т. п. Нет сомнения, что они сложились как архитектурные типы очень рано, в ранневизантийский период, а некоторые из них — еще в позднеримское время. Их связь с народной архитектурой, в частности с народным жилищем, совершенно очевидна. Особенно характерны здания, в которых в том или ином варианте имеется купол на квадратном основании. Все эти утилитарные постройки очень похожи на византийские церкви. Это свидетельствует о том. что истоки архитектуры византийских культовых зданий коренятся в утилитарных сооружениях, народном зодчестве и жилых постройках.
Монастыри в Греции. Прачечная (фасад, план, поперечный и продольный разрезы)
Здания различного назначения в монастырях Греции: 1 — больница (план и разрез); 2 — больница (план и разрез); 3 — кухня (план и разрез); 4 —богадельня (план и разрез); 5 — источник (план и разрез); 6 — баня (план и разрез); 7 — помещение, в котором монахи грелись зимой (план и разрез); 8 — источник (план и разрез); 9 —баня (разрез, план на уровне пола, план на уровне гипокаустов (отопление горячим воздухом под полом)