Церковь в Скрипу, малая церковь монастыря Луки - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Церковь в Скрипу, малая церковь монастыря Луки

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Греческая школа средневизантийской архитектуры
Церкви в Греции
Церкви в Греции. 1 – Кайсариани, конец Х – начало XI в. (план, разрез, фасад); 2 – Скрипу, 873-874 гг. (план и разрез)
    Очень многие греческие средневизантийские крестовокупольные здания трехнефного варианта и простой разновидности имеют в качестве подкупольных опор колонны. Вследствие этого различные части интерьера сливаются воедино. Интерьеры константинопольских построек даже с колоннами под куполом имели более расчлененный характер благодаря пятинефной системе.
    Сравнение друг с другом церкви в Скрипу в Беотии, 873—874 гг., и церкви в Кайсариани в Аттике, конец X в. — начало XI в. показывает направление развития средневизантийских крестовокупольных построек в Греции. Церковь в Скрипу имеет некоторые черты, напоминающие константинопольские постройки IX в.: стены отделяют друг от друга три нефа. Здание представляет собой ранний этап развития крестовокупольной системы. Как в Аттик и в Календер, подкупольные опоры еще не сложились окончательно.
    Боковые концы креста в Скрипу несколько выступают вперед за линию угловых перемещений. Это напоминает ранние крестообразные базилики с трансептом. Сходство со столичными постройками объясняется не тем, что архитекторы Скрипу подражали зданиям Константинополя. Причина лежит в общих традициях восточновизантийских, греческих и константинопольских построек. Малую Азию живо напоминают толстые глухие стены Скрипу и очень малое количество узеньких оконных проемов.
Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки
Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки: разрез южней церкви; план двух церквей; детали алтарной преграды Языческий храм в Шарифабаде в Иране — прототип византийской церкви с куполом на восьми опорах
    Здание тяжело, приземисто и массивно. Однако его наружный объем довольно сильно расчленен, главным образом за счет различной высоты нефов, выступающих вперед боковых концов креста и стройного высокого барабана. В Кайсариани крестовокупольная система вполне развита. Опорами купола служат четыре колонны. Сохранены наружные толстые стены и небольшие оконные проемы. Кладка из тесаного камня, как в Скрипу, восходит к восточновизантийской архитектуре.
    Выдающимся представителем греческих крестовокупольных построек является малая церковь монастыря Луки в Фокиде, построенная в первой половине XI в. Диаметр купола почти равен концам креста. Вследствие этого меньше выделена подкупольная часть, и колонны слабо расчленяют интерьер. Угловые помещения перекрыты динамическими крестовыми сводами, очень распространенными в средневизантийское время. Стены глухие; оконные проемы невелики. Хорошо сохранилась алтарная преграда, состоящая из колонн, между которыми помещено очень немного икон. Она расположена только между торцами стен, отделяющих друг от друга алтарные помещения. Наружный объем здания компактен и хорошо расчленен.
    Характерной особенностью этой церкви является нерегулярность ее форм. План в общем симметричен по западно-восточной оси. Однако восточная и западная стены образуют по отношению к северной и южной стенам не прямые, а тупые и острые углы. Из-за этого весь план выглядит перекошенным. Одни стены несколько толще других и не всегда имеют одинаковую толщину на всем своем протяжении. Существующие обмеры здания недостаточно точны и несколько сглаживают неровности стен и сводов.
    Подобные отклонения от строгой правильности очень характерны для всей византийской архитектуры. Они только особенно сильно выражены в малой церкви монастыря Луки в Фокиде. Неправильные очертания говорят о несовершенстве техники разбивки плана. Однако они вносят свободу и живописность в композицию и были прекрасно использованы архитекторами как средство оживления архитектурных форм, которым они придают мягкость и теплоту. Возможно, что они объясняются так же и теснотой застройки монастыря.
    Своеобразную особенность греческой школы средневизантийской архитектуры составляет довольно широкое распространение особого типа церкви, где купол опирается на восемь опор и переход от квадратного плана центральной части к окружности купольного кольца достигается при помощи тромпов. Наиболее знаменитыми примерами подобных зданий являются соборы монастырей Луки в Фокиде и Дафни.
Фокида. Южная церковь монастыря Луки. Интерьер
Фокида. Южная церковь монастыря Луки. Интерьер
    Здания с куполом, опирающимся на восемь опор, могут быть различными в частностях. Одни из них сложнее и имеют окружающие центральную часть обходные галереи, непрерывные или распадающиеся на то или иное количество замкнутых помещений.
Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки, XI в.
Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки, XI в.
    Другие проще по своему составу и состоят в основном из цельного квадратного подкупольного помещения, к которому примыкают алтарные апсиды. Постройки с куполами, опирающимися на восемь столбов, генетически связаны с центрическими ранневизантийскими зданиями, например с церковью Сергия и Вакха в Константинополе и со многими другими подобными постройками вне столицы. Особенно существенна их более глубокая связь с широко распространенным древневосточным типом народного жилого дома, для которого характерно квадратное в плане главное помещение, перекрытое куполом на тромпах.
    К представителям этого типа относятся, например, Панагия Ликодиму в Афинах, церковь в Христиану, Неа Мони на о. Хиосе, все три, так же как церкви Луки в Фокиде и Дафни, XI в. и церкви Николая в Беотии и Софии в Монемвасии, обе XII в. Церковь Федора в Мистре построена в XIII в.
    В основе перечисленных зданий лежит простое помещение для молящихся, к которому примыкают алтарные части. Только в одной церкви Луки в Фокиде это центральное помещение окружено обходом, напоминающим внутренние обходы и боковые нефы пятинефных крестовокупольных церквей Константинополя. Назначение внутреннего обхода было таким же, как в столичных зданиях: он вмещал зрителей. Средняя часть была предназначена для культовых процессий и церемоний. В этом отношении церковь Луки в Фокиде в принципе продолжает систему Софии Константинопольской, что говорит о некоторой ее архаичности. Внутренний обход возник в церкви Луки под влиянием константинопольского быта и константинопольского зодчества.
Церкви с куполами на восьми опорах в Греции
Церкви с куполами на восьми опорах в Греции 1 — Христиану, XI в. (детали алтарной преграды, западный фасад, разрез и план); 2 — Монемвасия, XII в. (разрез и план)
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому