Церковь Луки в Фокиде, церковь Неа Мони
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Греческая школа средневизантийской архитектуры
Константинополь. Детали дворца, откопанные около Гюль-Хане, XII в.
Церковь Луки в Фокиде и в конструктивном отношении стоит ближе к постройкам Константинополя, чем другие греческие здания того же архитектурного типа.
Проемы в ее стенах крупнее, по отношению к ней можно даже говорить о каркасе столбов, несущих своды. Церковь в Монемвасии и другие подобные ей греческие постройки гораздо ближе к восточной школе: они имеют толстые глухие стены и очень небольшие проемы.
В церкви Луки в Фокиде сохранилось первоначальное устройство оконных проемов, характерное для всей византийской архитектуры. Колонки разделяют оконный проем пополам. Нижняя часть проема занята парапетами, покрытыми резными в камне узорами. Над парапетом проемы закрыты каменными или деревянными пластинами, в которых проделано множество небольших круглых отверстий, расположенных в строгом порядке. В более богатых зданиях пластины были каменные, в более бедных — деревянные. В больших городах в круглые отверстия вставляли стекло, в более простых постройках — слюду или оставляли их просто открытыми. В теплом южном климате это не создавало особых неудобств.
В интерьере церкви Луки в Фокиде прекрасно сохранилось внутреннее убранство, типичное для средневизантийской архитектуры. Низкая алтарная преграда отделяет алтарь от помещения для молящихся. Она состоит в основном из колонок, несущих архитрав. До основания сводов стены и столбы покрыты мраморной облицовкой. Своды были сплошь покрыты мозаиками. Как в константинопольской церкви монастыря Пантократора, для этой облицовки характерны четко ограниченные линиями прямоугольники. В отличие от Константинопольской Софии, мозаики — изобразительные. Они спускаются несколько ниже сводов: ими покрыты, например, конхи боковых ниш среднего алтарного помещения и сложные по очертаниям простенки над колонками проемов. Горизонтальные архитектурные линии подчеркнуты внутри здания орнаментированными каменными карнизами.
Кирпичная декорация наружных поверхностей стен в очень небольшом количестве имеется и в средневизантийских постройках Константинополя. Среди последних следует указать на наружные стены дворцовых корпусов, остатки которых обнаружены около Гюль-Хане.
Можно было бы предположить, что греческие архитекторы развили в своих зданиях прием, начало которому положили столичные мастера. Однако скорее имело место обратное влияние. В Греции орнаментация стен появилась раньше, чем в Константинополе, и развилась она там гораздо сильнее.
Константинополь. Детали дворца, откопанные около Гюль-Хане, XII в.
Более убедительным является предположение, что такой прием обработки стен пришел из соседних с Византией славянских стран, которые уже раньше применяли его в своих постройках. Архитектура Болгарии и Сербии влияла в этот цериод на византийское зодчество. Яркая красочность кирпично-каменной орнаментации вызывает в памяти народные одежды южных славян. Славянскую культуру напоминает самая жизнерадостность этой декорации, отличной от несколько аскетического и сумрачного характера константинопольских построек. Широкое развитие подобной орнаментации в Фессалониках подтверждает это предположение: Фессалоники расположены на границе славянских областей и были проводником славянского влияния на Византию.
Константинополь. Детали дворца, откопанные около Гюль-Хане, XII в.
Большая церковь монастыря Луки в Фокиде пристроена к несколько более ранней малой церкви. Часть северной боковой галереи большой церкви занята углом малой церкви, которая вдается в большую. Оба здания образуют живописное целое, связанное своей асимметрией с окружающим. Перед нами один из наиболее ранних примеров асимметричной композиции двух слившихся византийских построек. Еще церкви монастыря Пантократора в Константинополе, XII в., поставлены симметрично рядом друг с другом. В Одалар-Джами в Константинополе, конца XII в., впервые встречается асимметрическая композиция монументального здания в столице.
По своей композиции греческие средневизантийские здания с куполом, опирающимся на восемь опор, имеют черты, общие как с архитектурой Константинополя, так и с постройками Малой Азии. Наряду с этим, для них характерны своеобразные особенности.
Сложное расчленение интерьеров, как в Константинополе, обнаруживает в дальнейшем развитии архитектуры в Греции тенденцию к упрощению, роднящую последующие постройки с произведениями восточной школы византийского зодчества. Проемы постепенно уменьшаются в размерах, что создает замкнутость здания и преобладание архитектурного объема над окружающей средой. Это, а также раздробление интерьера и появление множества глухих внутренних стен напоминает восточновизантийские постройки. В Греции XI—XII вв. постепенно усиливаются черты, родственные архитектуре Малой Азии.
Несколько особое место занимает церковь Неа Мони на острове Хиосе. Ее главная часть представляет собой простое квадратное в плане помещение, ограниченное толстыми стенами с небольшими проемами и перекрытое куполом на тромпах. Эта типичная восточновизантийская система интерпретирована в интерьере в характере столичного зодчества. Стены внутри расчленены на два яруса.
В нижнем ярусе имеются неглубокие ниши, перекрытые плоскими арками, которые опираются на столбы и на миниатюрные колонки на углах. Во втором ярусе во всех стенах устроены довольно глубокие полуциркульные ниши, арки которых опираются на сдвоенные миниатюрные колонки, в свою очередь поставленные на подобные же колонки первого яруса. Все верхние ниши перекрыты конхами. Угловые конхи играют роль тромпов. В итоге создается кажущееся расширение интерьера главной части. Ее пространство получило сложное, но чисто иллюзорное подразделение в характере столичного зодчества.
Церковь монастыря Неа Мони на о. Хиосе, XI в. План и интерьер
В отличие от архитектуры Константинополя греческие постройки отличаются более монументальными пропорциями. В большинстве перечисленных зданий имеются миниатюрные формы, столь характерные для средневизантийского столичного зодчества. В особенности в интерьере церкви Луки в Фокиде множество миниатюрных колонок, сгрупированных по две или отдельно стоящих, несут двойные или тройные аркады, отделяющие в обоих ярусах галереи от центральной части.
Однако над ними господствуют массивные, монументальные столбы. Аркады только заполняют проемы между ними и подчинены общей величественной системе интерьера, взятого в целом. В других постройках миниатюрные колонки встречаются по преимуществу в оконных проемах, как впрочем и в церкви Луки в Фокиде. Особенно эффектны большие оконные проемы церкви в Дафни со вставленными в них тройными аркадами на миниатюрных колонках, сильно напоминающими константинопольские тройные аркады Молла-Гюрани и Эски-Имарет.
Однако в Дафни эти окна представляют собой снаружи широко отставленные друг от друга декоративные группы, подчиненные глади стены и по контрасту ее выявляющие. Изнутри проемы окон невелики и только слабо освещают интерьер. Благодаря таким окнам здание снаружи выглядит гораздо более открытым, чем, например, постройки Трапезунда.
Своеобразной особенностью рассматриваемых греческих построек является прекрасное расчленение интерьеров и наружных объемов. Это ярко выражено в церквах Луки в Фокиде и Дафни. Гармоничные и вместе с тем строгие наружные объемы церкви Луки имеют крепкую тектоническую структуру. Проемов так много, что простенки между ними воспринимаются как столбы. Они не всегда соответствуют друг другу: каждый ярус имеет свою систему расчленения. Однако вертикальное членение проходит по всем ярусам. Общий объем здания представляет собой параллелепипед довольно строгой геометрической формы. Он завершен горизонтальной линией. Внутри его очертаний имеются многочисленные вертикали. В архитектуру интерьеров гармонически вписаны великолепные многоцветные мозаики.
Прекрасны строгие интерьеры большинства перечисленных зданий. Особенно красиво сочетание обширного пространства под куполом с преобладанием вертикали в пропорциях самого интерьера и многочисленных столбов, окружающих подкупольное пространство.