Cредневизантийская архитектура Греции. Храмы. Декор, изменения - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Cредневизантийская архитектура Греции. Храмы. Декор, изменения

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Греческая школа средневизантийской архитектуры
    Очень типично для развития средневизантийской архитектуры Греции, что в последующих постройках внутренний обход исчезает. Центральную купольную часть ограничивают стенами. Этот процесс объясняется тем, что театрализованный культ сменяется более простой схемой богослужения, при которой обращение к алтарю и взаимоотношение интерьера с алтарем становятся преобладающими.
    Не следует думать, что при этом совершенно отпали элементы театральности. Даже в современном православном богослужении они сохранились в большом количестве. Однако культ упростился. Амвон остался в виде небольшой кафедры перед алтарем или просто в виде полукруглого выступа солеи. Когда священник выходил из алтаря на амвон, присутствующие расступались, окружая его. Отношение к происходившему на амвоне стало второстепенным и не вызывало соответствующего расчленения интерьера.
    Тем не менее был сохранен купол и сохранился вносимый им в здание элемент центричности. Это свидетельствует о том, что связи с Константинополем и в дальнейшем не нарушались. В тех случаях, когда внутренний обход превращался в разобщенные друг от друга небольшие помещения, отделенные от главной части здания стенами, эти помещения служили интимными молельнями, о чем свидетельствуют часто устраиваемые в их восточных частях алтарные апсиды. Иногда они играли роль подсобных складочных или хозяйственных помещений. В некоторых случаях в них устраивали гробницы для привилегированных.
    Перечисленные постройки средневизангийской архитектуры в Греции отличаются в отношении кладки стен как от зданий Константинополя, так и от построек восточной школы византийского зодчества. Как и во многих других местах Византийской империи, греческие архитекторы выработали своего рода синтетическую кладку из чередующихся рядов камня и кирпича, соединив воедино константинопольскую кирпичную кладку и восточновизантийскую кладку из тесаного камня. Однако это соединение носит в Греции особый характер, позволяющий с первого взгляда отличить греческую постройку.
    Так, например, цокольная часть церкви Луки в Фокиде выложена из одного тесаного камня. Выше кладка представляет собой чередование одного ряда тесаного камня и двух рядов кирпича, отделенных друг от друга швами, толщина которых равна толщине кирпичных плиток. Однако некоторые части здания состоят из одного кирпича, другие — из одного камня. Например, столбы между нижними окнами средней апсиды — чисто кирпичные, а столбы между окнами восточной стены по сторонам средней апсиды сложены из одного камня. Для греческих построек этого периода особенно характерно разделение камней одного и того же ряда вертикально поставленными плитками кирпича. Вследствие этого блоки тесаного камня оказываются обрамленными кирпичом. Арки обычно выложены из одного кирпича.
    Типична для Греции тенденция выкладывать при помощи самого строительного материала известный узор на поверхности стены — сперва очень сдержанный и скромный, потом все более и более усложняющийся. Так, например, кирпичная арка обрамлена полуциркульной кривой, выложенной из кирпичей, положенных плашмя. В дальнейшем этот прием сочетается с выпуском кирпичей из поверхности стены, так что над арочным проемом образуется козырек.
    Количество таких кривых умножается, профили различных кривых одного и того же окна варьируются так же, как и степень их выпуска из поверхности стены. В итоге образуется более или менее сложная рельефная бровка над дверным или оконным проемом. К этому присоединяются декоративные дорожки из кирпичей, положенных под углом к поверхности стены. Нередко такие поребрики обрамлены с двух сторон рядами кирпича.
    Дорожки поребрика вкраплены в кладку стен в виде горизонтальных полос между рядами кладки. Они обрамляют арочные проемы, иногда продолжаясь по вертикали вниз по сторонам проема. Вследствие этого создается иллюзия, что арка опирается на столбы. Внизу дорожки поребрика просто обрываются, или их вертикальные части непосредственно переходят в горизонтальные дорожки. Это по рисунку напоминает сирийские скульптурные ленты над окнами, дверьми и на стенах.
    На наружных стенах построек Греции из кирпичей составляли узоры, правда пока еще очень скромные по рисунку, обычно зигзаги. Иногда из кирпичей выкладывали меандр или другой, более сложный узор, несколько напоминающий мусульманский орнамент. Наконец, в наружную поверхность стен начали вкрапливать керамические орнаментальные плитки. Они встречаются в виде орнаментированных рельефных узоров или в виде орнаментированных круглых пластинок. В различных зданиях эти приемы декорирования варьируются самым различным образом. Это производит очень живое впечатление и способствует украшенности зданий.
    Положительной стороной наружной декорации средневизантийских греческих зданий является единство конструктивного и декоративного. За исключением незначительного количества керамических вставок, поверхность стен состоит только из основных материалов, из которых на самом деле выложена стена.
    Путем продуманного и эффектного чередования этих материалов архитектор достигает насыщенной декоративности. Играет роль также и колористический эффект. Ярко-красный кирпич различных оттенков сочетается с розовым цемяночным раствором и с камнем. Среди разных пород последнего для поверхностей стен там, где это возможно, применен камень более драгоценный, более красивый и эффектный по цвету. Особенно типично сочетание красных оттенков кирпича и желтоватых — белого мрамора. Самая стена выложена в расчете на художественный эффект ее поверхностей. Последние организованы путем компоновки строительного материала.с добавлением к нему в очень умеренном количестве чисто декоративных элементов.
    В конструктивном отношении греческие постройки обнаруживают общие черты со зданиями Константинополя. Это объясняется тем большим значением, которое имела для всего византийского мира столичная архитектурная школа. Своеобразными чертами греческих построек в конструктивном отношении являются известная архаичность и некоторые приемы, пришедшие с Востока. К архаическим особенностям относятся в первую очередь очень широкий купол без барабана, напоминающий церковь Сергия и Вакха и собор Софии в Константинополе, и одна только апсида, тоже сближающая церковь Луки в Фокиде со значительными ранневизантийскими постройками столицы. В других греческих зданиях имеются и барабан, и боковые апсиды. Восточную школу византийского зодчества напоминают в Греции толстые стены и относительно меньшие, чем в Константинополе, проемы. Исконной восточной особенностью во многих греческих зданиях являются тромпы. Их древнейший источник — восточная народная жилая архитектура.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому