Церковь Апостолов в Афинах, собор Лавры на Афоне, Казанджиляр-Джами - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Церковь Апостолов в Афинах, собор Лавры на Афоне, Казанджиляр-Джами

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Греческая школа средневизантийской архитектуры
    Средневизантийские здания Афин отличаются высоким архитектурнохудожественным уровнем. Крестовокупольная Панагия Горгопико несколько напоминает античные постройки своей прекрасной кладкой из тесаных камней, в которую вкраплены капители, пилястры, а также рельефы с фигурными изображениями и орнаментальными мотивами. Преобладают строгие прямые линии, с которыми несколько контрастируют закомары барабана и купол.
Церковь Федора в Афинах, XI в.
Церковь Федора в Афинах, XI в.
Церкви в Греции
Церкви в Греции. 1 — церковь Апостолов в Афинах, начало XI в. (план и разрез); 2 — церковь в Мербака, XJI в. (кладка наружных стен); 3 — церковь Федора в Афинах, XI в. (план); 4 — Малая митрополия в Афинах, XIII в. (план); 5 — церковь Капникареа в Афинах, XII в. (кладка наружных стен)
    Очень своеобразна церковь Апостолов в Афинах, детально исследованная в последнее время. Она сооружена на фундаментах нимфея II в. н.э. и обнаруживает четыре строительных периода. Основная часть здания построена в начале XI в. Предполагают, что она сооружена на средства императора Василия II, посетившего Афины после победы над болгарами. В таком случае возможно участие в постройке константинопольских зодчих.
    Церковь Апостолов представляет собой крестовокупольное здание с колоннами в качестве опор купола. Особенностью постройки являются апсиды, окружающие центральный квадрат. Большие апсиды примыкают к концам креста, между ними помещены малые апсиды, замыкающие по диагонали угловые помещения и несколько скашивающие их. Вследствие этого каждое угловое помещение имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого заменена кривой почти полуциркульной формы.
Средневизантийские церкви
Средневизантийские церкви. 1 — Церковь Католикон в Лавре на Афоне, между 963 и 1060 гг. (план и разрез); 2 — церковь в Фереджик в Македонии, XII в. (план); 3 — церковь монастыря Ватопеда на Афоне (план)
    В результате образовалось сложное, но цельное и красивое внутреннее пространство. Оно несколько напоминает армянские и грузинские здания типа Рипсиме в Эчмиадзине. Однако сочетание схемы этого архитектурного типа с крестовокупольной частью придает интерьеру стройность и воздушность, характерные для зданий Константинополя и Греции средневизантийского периода.
    Особую группу византийских памятников на почве Греции образуют постройки на Афоне, где сосредоточено большое количество монастырей. Родоначальником господствующего тут архитектурного типа является собор Лавры на Афоне, построенный между 963 и 1060 гг. Здание состоит из трех частей. Главная часть представляет собой крестовокупольную церковь архаического типа с еще не окончательно сложившимися подкупольными столбами, к боковым концам креста которой примыкают широкие апсиды.
    Подобные апсиды в качестве завершения южного и северного концов креста становятся характерной чертой церквей Афона. Они были вызваны особенностями монастырского богослужения и заключали в себе места для монахов, которые в некоторых случаях были отделены перегородками от главной части интерьера.
    В дальнейшем крестовокупольная система центральной части получила на Афоне полное развитие. Примером такой развитой крестовокупольной постройки может служить церковь монастыря Ватопеда на Афоне. Ее центральная часть очень напоминает церковь Апостолов в Афинах. Большинство церквей Афона последующего времени имеет аналогичный план.
Фессалоники. Мечеть Казанджиляр, 1028 г
Фессалоники. Мечеть Казанджиляр, 1028 г.: восточный и западный фасады, план, продольный разрез
Фессалоники. Церковь Пантелеймона, начало ХIII в
Фессалоники. Церковь Пантелеймона, начало ХIII в.: поперечный разрез, план, северный фасад
    Церковь Лавры на Афоне имеет два небольших крестовокупольных придела, примыкающих к западным углам главной части. Между ними находится нартекс, над которым помещается монастырская библиотека.
    Фессалоники считались вторым по значению городом Византийской империи. Его связи со столицей были очень оживленными. От средневизантийского времени в Фессалониках сохранилась церковь Богородицы, 1028 г., известная под турецким названием Казанджиляр-Джами. К ней несколько позднее пристроен нартекс более крупного масштаба, чем самая церковь. Крестовокупольное трехнефное здание сооружено из одного кирпича.
    И по технике кладки стен, и по архитектурным формам оно свидетельствует о подражании современным ему константинопольским постройкам. Проемы окон очень велики, лопатки имеют несколько полулопаток, образующих уступчатые, перспективные формы. Миниатюрные многоступенчатые нишки украшают в большом количестве наружные стены и барабан.
    Прямые линии кровель над угловыми помещениями и барабаном и фронтоны над концами креста роднят это здание с другими произведениями греческой школы византийского зодчества. В нартексе влияние столичной архитектуры ощущается еще сильнее: прямые линии пропадают и к некоторым лопаткам приставлены полуколонны (ср. Будрум в Константинополе). Каждое сильно расчлененное многоуступчатое деление нартекса завершается закомарой; закомары имеются также и в основании куполов над нартексом.
    В Греции возводили в средневизантийское время здания также и других архитектурных типов. Церковь в Перистера представляет собой крестообразную постройку, увенчанную пятью куполами, расположенными по странам света. Это как бы миниатюрный и несколько упрощенный вариант архитектурного типа, к которому принадлежит Сан Марко в Венеции.
Многокупольные здания
Многокупольные здания. 1 — собор Сан Марко в Венеции, XI в (план и разрез); 2 — парапет церкви на о. Торчелло близ Венеции, начало XII в.; 3 — церковь в Перистера около Фессалоник, IX в.; 4 — церковь на о. Кипре, XI—XII вв. (план и разрез); 5 — церковь на о. Кипре, XI—XII вв. (план и разрез); 6 — дворец Фондако деи Турки в Венеции, XI—XII вв. (часть плана)
    Существенно новые черты имеет византийская церковь, переделанная турками в мечеть, в местечке Фереджик в Македонии XII в. Это крестовокупольная трехнефная церковь простого варианта. Западными опорами купола служат две группы по две колонны каждая. Здание представляет собой один из самых древних примеров византийской пятикупольной церкви, в которой купола расположены над угловыми помещениями. Эта особенность свидетельствует о влиянии русской архитектуры на византийскую. Подтверждением является сходство здания с русскими церквами также и в других отношениях. Об этом говорят, например, большие и высокие закомары концов креста и оконные проемы барабанов с четвертями на фоне гладких стен.
    Важную роль в сложении особого характера архитектуры греческой школы средневизантийского зодчества играли античные классические традиции и влияние славянских архитектур — болгарской, сербской и русской. Все эти славянские архитектуры сложились в этот период как самостоятельные ветви мирового зодчества. Связанные своими истоками с византийской архитектурой, они выработали самостоятельные композиционные особенности, которые в средневизантийское время начали оказывать обратное влияние на зодчество Византийской империи.
    Переходным характером от средневизантийского к поздневизантийскому зодчеству отличаются некоторые постройки Фессалоник, в особенности церковь Пантелеймона, церковь, превращенная впоследствии в мечеть Якуб-Паша, и церковь Апостолов. В этих зданиях, особенно в богатой наружной кирпичной декорации церкви Апостолов, сказывается влияние архитектуры болгар и сербов.
Фессалоники. Мечеть Якуб-Паша-Джами, XIII в
Фессалоники. Мечеть Якуб-Паша-Джами, XIII в.: восточный фасад, план, поперечный разрез
Фессалоники. Церковь Апостолов, конец XIII — начало XIV в
Фессалоники. Церковь Апостолов, конец XIII — начало XIV в.: западный фасад, план, восточный фасад
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому