Мечеть Аттик - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Мечеть Аттик

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Константинопольская школа средневизантийской архитектуры
Церкви Константинополя IX в.
Церкви Константинополя IX в.: 1— Календер (поперечный и продольный разрезы, план сохранившихся частей; реконструкция плана первоначального здания; 2 — Аттик (южный фасад, продольный разрез; план сохранившихся частей; реконструкция плана первоначальной постройки)
    К IX в. можно отнести два константинопольских здания: современные мечети Аттик и Календер. Их византийские названия неизвестны. Обе постройки переделаны очень сильно.
    Некоторые авторы без достаточных оснований отрицают, что Аттик была первоначально пятинефной крестовокупольной постройкой. В действительности же ее современные южная и северная стены представляют собой турецкие добавления. На них отчетливо видны первоначальные арочные проемы, которыми сохранившаяся часть здания сообщалась с крайними боковыми нефами, уничтоженными турками. Видны следы тройных аркад, которыми южный и северный концы креста открывались в эти несуществующие теперь нефы. На апсидах снаружи хорошо видны заложенные турками византийские окна, замененные существующими ныне окнами.
Апсиды церквей Константинополя IX—X вв
Апсиды церквей Константинополя IX—X вв.: Аттик, 1-я половина IX в.
    В настоящее время еще невозможно с достаточной полнотой представить себе историческое развитие византийского культа и тех культовых действий и процессий, которые протекали в византийских церквах, с учетом местных особенностей, характерных для разных частей византийского государства. В мечети Аттик существенны две особенности: здание представляет собой простой вариант крестовокупольной системы; концы креста ограничены по сторонам первоначальными стенами, в которых имеются сравнительно небольшие проемы, ведущие в угловые помещения. Обе особенности указывают на связь здания с восточной византийской архитектурной традицией и представляют собой архаические черты, преодоленные впоследствии в константинопольской архитектуре X и XI вв.
    Вследствие применения простого варианта крестовокупольной системы в Аттик восточный конец креста служил алтарным помещением и непосредственно к нему примыкает апсида. Проемы в стенах восточного конца креста служили для сообщения между центральной частью алтаря и его боковыми помещениями. Следов алтарной преграды здесь до сих пор не найдено Она несомненно находилась под восточной подкупольной аркой в одной плоскости со стенами, ограничивающими северный и южный концы креста с восточной стороны.
    Расположение алтаря в восточном конце креста и стремление сэкономить площадь вызвали также некоторое укорочение восточного конца креста по сравнению с боковыми его концами. Произошло заметное ослабление центрического начала. Выделено пространство перед алтарем, растянутое вширь и состоящее из боковых концов креста и подкупольного квадрата. В этом отразилась древняя восточная традиция построения тронных залов вавилонских и ассирийских царей, восходящая к планировке приемной комнаты народного жилого дома древней Месопотамии. В Константинополь эта традиция проникла через посредство ориентированных вширь церквей Месопотамии. Купол Аттик увенчивал собой амвон, однако последний был вплотную придвинут к алтарю и поставлен в зависимость от него. Боковые концы креста должны были во время культового действия быть наполненными молящимися, обращенными к алтарю.
    Однако купол играет очень существенную роль, вследствие чего центрическое начало сохраняется. Направленность в сторону алтаря усилена тем, что западный конец креста значительно длиннее северного и южного. Это увеличивало вместимость здания.
    Интерьер Аттик имеет гораздо менее единый и целостный характер, чем внутреннее пространство построек предыдущего периода. Правда, проемы связывают отдельные части интерьера. Однако массивные стены угловых помещений и нартекса замыкают отделенные друг от друга каморки. В этом могло отразиться восстановленное после иконоборчества почитание святых: их изображения, возможно, находились в разобщенных помещениях, которые могли быть отдельными молельнями, связанными с памятью прославленных людей. Выделение глухими стенами центрального креста напоминает мартирии ранневизантийского периода.
    План Аттик говорит о том, что он не был рассчитан на церемониальное культовое действие, требующее для обозримости более единого интерьера. Здание представляет собой скромную молельню, характерную для времени, непосредственно следовавшего за восстановлением иконопочитания. Архитектурная система этого здания отражает период развитого византийского феодализма с его древневосточной культурной традицией. Церковь является согласно этой концепции местом, в которое люди приходят, чтобы обратиться со своими просьбами к божеству, обитающему в алтаре, и к святым. Божество мыслится человекоподобным: оно является развитием образа древневосточного царя. Культ имел в данном случае предметный и практический характер, объекты поклонения были материальными и конкретными.
    Связь с восточными областями Византийской империи обнаруживается также и в строительных материалах, строительнотехнических приемах и конструктивных особенностях здания. Аттик построен из вплотную пригнанных друг к другу правильных рядов довольно хорошо отесанного камня и чередующихся с ними рядов кирпича со слоями раствора, примерно равными по толщине кирпичным плиткам. Шесть-семь рядов камня чередуются с четырьмя-пятью рядами кирпича. Такая кладка живо напоминает кладку некоторых ранневизантийских построек Сирии, например комплекса зданий в Каср-ибн-Вардане. Наличие большого количества хорошо отесанного камня создает правильные поверхности стен, образующие геометрические архитектурные объемы.
    Неизвестно, как были перекрыты крайние боковые нефы. Центральная часть здания, включая нартекс, имела изначала сводчатое перекрытие, в значительной степени сохранившееся. По аналогии с константинопольскими церквами последующих столетий следует предположить, что крайние боковые нефы имели плоские деревянные перекрытия. Здание, по-видимому, не имело хор. Распор цилиндрических сводов концов креста погашался за счет массы стен. Это вызвало значительную массивность стен и появление толстых стен, отделяющих концы креста от угловых помещений. Деревянные перекрытия крайних боковых нефов облегчили туркам возможность разрушить эти нефы при превращении церкви в мечеть.
    Отделение концов креста от угловых помещений создает раздробленность внутреннего пространства. Вместо связи с окружающим, характерной для ранневизантийских построек Константинополя, появилась замкнутость. Интерьер был отделен от внешнего мира, если только верно предположение, что наружные стены (не сохранившиеся) были похожи на глухие стены, ограничивающие концы креста, и на дошедшие до нас наружные стены апсид. Внутри выделена форма креста, легко читаемая по ограничивающим его стенам. Все это придает внутреннему пространству статичный и компактный характер. Интерьер отличается приземистыми пропорциями. Первоначальный купол не дошел до настоящего времени, он был, очевидно, низким и придавленным.
    Единственной сохранившейся частью наружных стен первоначального здания являются апсиды. Они приземисты, низки и раздались вширь. Стены их простые и гладкие. Характерно, что апсиды имеют каждая всего только по три грани. На них не было ни уступов, ни декоративных деталей. Окна средней величины не нарушают объемного характера постройки: между проемами остаются большие простенки. Пропорции окон отражают пропорции основных масс здания. Если к сохранившимся апсидам мысленно прибавить не существующие ныне апсиды крайних боковых нефов, то общий наружный облик Аттик предстанет перед нами в виде изолированного архитектурного объема, тяжеловесного, расплывшегося вширь и распластанного по поверхности земли.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому