Северная церковь монастыря Липса - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Северная церковь монастыря Липса

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Константинопольская школа средневизантийской архитектуры
Церкви Константинополя X в
Церкви Константинополя X в. 1—церкви в монастыре Липса: а — план современного здания; б — реконструкция плана северной церкви 908 г.; в — план помещений на хорах северной церкви; г — реконструкция плана после постройки около 1282 г. южной церкви и помещений с гробницами; д — разраз современного здания; е — восточный фасад современного здания; ж — детали колонок; 2 — Будрум: а — план; б — разрез; в — южный фасад; г — первоначальный вид южного фасада (реконструкция Талбот-Райса)
    От X в. в Константинополе сохранились две более крупные постройки — северная церковь монастыря Липса и погребальная церковь императора Романа Лекапина.
    Исследование первоначального вида северной церкви монастыря Липса, 908 г., превращенной турками в мечеть Фенари-Исса, затруднено тем, что около 1282 г. к ней была пристроена южная церковь этого монастыря в качестве фамильной усыпальницы династии Палеологов. При этом был уничтожен южный крайний боковой неф северной церкви — пятинефного крестовокупольного здания, за исключением апсиды. Последняя была превращена в северную апсиду вновь пристроенной трехнефной южной церкви. Несмотря на детальное обследование здания, сгоревшего в 1917 г., и на раскопки 1929 г., ряд особенностей требует доследования. Установлен план первоначального здания, однако не ясно, относятся ли к первому строительному периоду остатки четырех колонн под куполом. Не выяснено также значение стенки высотой 1,5 м, оказавшейся под мраморными столбиками тройной аркады, которая отделяла северный конец креста от северного крайнего бокового нефа. Так как не выяснен уровень первоначального пола, нет возможности утверждать, была ли эта стенка преградой, отделявшей крайний боковой неф от центральной части, или только парапетом.
    Северная церковь монастыря Липса представляет собой как архитектурный тип дальнейшее развитие особенностей Аттик и Календер. По своим размерам она приближается к первой. Календер является связующим промежуточным звеном между Аттик и Фенари-Исса.
    Северная церковь монастыря Липса — древнейшее вполне сложившееся константинопольское пятинефное крестовокупольное здание, по сравнению с которым особенно бросаются в глаза архаические черты Аттик и Календер. Существенно, что в церкви Липса окончательно выработались четыре свободно стоящие опоры под куполом. Это особенно бросается в глаза благодаря сложному варианту крестовокупольной системы, который с этого времени встречается во всех константинопольских крестовокупольных зданиях.
    Как Календер, церковь Липса имела обширные хоры, занимавшие второй ярус над нартексом, крайними боковыми нефами, угловыми помещениями центральной части и ее боковыми алтарными помещениями. Но в отличие от нее нартекс отделен от центральной части глухой стеной с тремя дверными проемами. Стенками с широкими нишами (с дверными проемами в них) он отделен от двух замкнутых квадратных в плане помещений в углах здания. В последних находились деревянные лестницы, которые вели на хоры. Новостью по сравнению с Календер являются также боковые алтарные помещения, имеющие в плане форму четырехлистника. Обе отмеченные особенности остаются характерными для константинопольских пятинефных крестовокупольных зданий последующего времени.
    В церкви Липса 908 г. очень сильно выражено центрическое начало. Ее план строится концентрически вокруг купола. Подкупольиый квадрат равномерно окружен двумя зонами помещений. Первая зона состоит из концов креста и угловых помещений. Вторая образована крайними боковыми нефами, двумя лестничными башнями на западной стороне и нартексом между ними, а на восточной стороне — тремя алтарными помещениями центральной части здания. Основные пространственные оси интерьера направлены к центральной точке под куполом. Однако западно-восточное направление получило некоторое преобладание благодаря углубленному пространству открытого центрального помещения алтаря и глухой стене нартекса с западной стороны.
    План северной церкви Липса дает отчетливое представление о системе движения в интерьере. Амвон под куполом является средоточием всего происходящего. Он сильно выделен системой купола на арках, опирающихся на четыре свободно стоящие опоры. Над амвоном образовался как бы архитектурный балдахин. Из средней двери нартекса процессии вступали в центральную часть, пышные выходы подготавливались в замкнутом нартексе. Процессии, символизировавшие события священной легенды, развертывались вокруг амвона. Временами происходило движение от амвона к алтарю и в обратном направлении. Присутствовавшие при богослужении заполняли крайние боковые нефы в обоих ярусах и помещение над нартексом, открывающееся, как и верхние ярусы крайних боковых нефов, в центральную часть большим проемом. Они стояли также и в самой центральной части, окружая среднее пространство вокруг амвона, ограниченное подкупольными опорами.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому