Церковь императора Романа Лекапина - мечеть Будрум - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Церковь императора Романа Лекапина - мечеть Будрум

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Константинопольская школа средневизантийской архитектуры
Церкви Константинополя X в
Церкви Константинополя X в. 1—церкви в монастыре Липса: а — план современного здания; б — реконструкция плана северной церкви 908 г.; в — план помещений на хорах северной церкви; г — реконструкция плана после постройки около 1282 г. южной церкви и помещений с гробницами; д — разраз современного здания; е — восточный фасад современного здания; ж — детали колонок; 2 — Будрум: а — план; б — разрез; в — южный фасад; г — первоначальный вид южного фасада (реконструкция Талбот-Райса)
    Второй сохранившейся от X в. более крупной постройкой Константинополя является погребальная церковь императора Романа Лекапина (920—944 гг.). Она построена, как следует предположить, во второй половине его правления, т.е. в 30-х годах X в. Турки превратили ее в мечеть Будрум. Раскопки обнаружили, что здание было сооружено около большого простого круглого позднеантичного здания, перекрытого куполом.
    Сравнение масштабов Будрум и этого здания дает очень наглядное представление о том, как изменился размах строительства в Константинополе в средневизантийский период по сравнению с более ранним временем. Раскопки показали также, что погребения находились в нижнем помещении, похожем на константинопольские цистерны, над которыми стоит церковь.
Константинополь. Будрум. Часть южной стены
Константинополь. Будрум. Часть южной стены
    Здание очень сильно пострадало от землетрясения еще в византийское время. Упали своды, были значительно повреждены стены, разрушилась вся средняя часть главной апсиды. Все это ясно видно на самой постройке, так как разрушенные части здания были восстановлены еще в византийское время и их кладка отлична от кладки первого строительного периода.
    Принимая во внимание характер всех остальных сохранившихся средневизантийских церквей Константинополя, естественно задать себе вопрос, не было ли это здание первоначально пятинефным. Этого не могло быть, так как для крайних боковых нефов недостаточно места на платформе над субструкцией, на которой поставлена верхняя церковь. Кроме того, в нижней части южной наружной стены между сохранившимися столбами с полуколоннами найдены остатки первоначальной наружной стены. Все это не оставляет сомнения в том, что погребальная церковь Романа Лекапина изначально была трехнефной крестовокупольной постройкой. Это единственное сохранившееся более крупное средневизантийское здание такого рода.
    Особое первоначальное назначение здания в качестве церкви над гробницей послужило причиной выбора необычной для средневизантийского Константинополя трехнефной системы. Купол опирается на четыре квадратных в плане столба. Избран характерный для Константинополя сложный вариант крестовокупольного типа, при котором центрическое начало отчетливо выражено даже при трехнефной системе.
    С юга и с севера от верхней церкви находились, по-видимому, узкие открытые платформы (на них вели двери), на которых также могли стоять присутствующие во время культовых действий. Нартекс имел обычную замкнутую форму с нишами с севера и с юга, в которых были устроены дверные проемы. Новой особенностью являются боковые алтарные помещения, открытые широкими проемами в центральную часть и имеющие поэтому каждое только по три ниши. Впрочем, необходимо доследовать, не были ли боковые алтарные помещения переделаны при реконструкции здания после землетрясения в более поздний византийский период.
    Крестовокупольная система отличается в церкви Романа, как и в церкви Липса, законченностью. Сложение этой системы завершилось в этих двух зданиях.
    Кладка церкви Романа отличается от кладки более ранних средневизантийских церквей Константинополя тем, что она — чисто кирпичная, без добавления камня. Только в тех частях стен, которые были разрушены и реконструированы византийскими зодчими более позднего времени, наблюдается чередование нескольких рядов камня и нескольких рядов кирпича. Наличие камня в кладке позволяет легко отличить более поздние византийские части от более ранних. Средневизантийские архитекторы нередко применяли кирпичную кладку без добавления камня в тех случаях, когда они выкладывали сильно расчлененные и сложно профилированные части здания. Эта характеристика подходит и к церкви Лекапина, сравнительно небольшой (ее купол не превышает 6 м) и довольно сильно расчлененной, со множеством уступов внутри и снаружи, с наружными полуколоннами, приставленными к лопаткам.
    Общее развитие константинопольской архитектуры IX—XII вв. обнаруживает тенденцию к увеличению проемов, замене стен каркасом столбов, усложнению профилировки, к общему измельчению и раздроблению архитектурных форм. Этому соответствует и постепенный переход от смешанной кирпично-каменной кладки, дающей более простые гладкие поверхности и более массивные, крупные и компактные формы, к чисто кирпичной кладке, гораздо более гибкой и способной создавать более мелкие членения и более дробную профилировку.
Апсиды церквей Константинополя IX—X вв. Будрум, 1-я половина X в.
Апсиды церквей Константинополя IX—X вв. Будрум, 1-я половина X в.
    Своды Будрум — более поздние по своей форме. В средневизантийских постройках Константинополя концы креста всегда покрыты цилиндрическими сводами, что составляет существенный признак крестовокупольной системы. В церкви Романа они заменены крестовыми сводами. К последним, с их пространственностью и воздушностью, тяготели поздневизантийские зодчие, широко их применявшие и отказавшиеся от крестовокупольной системы. В поздневизантийский период были также переложены барабан и купол Будрум. Барабан характеризуется более широкими, чем в средневизантийское время, оконными проемами, более узкими простенками-столбами между ними, что вызвало появление приставленных к этим столбам контрфорсов в виде двугранных столбиков, выступающих вперед острым ребром.
    Тенденция к миниатюрным формам, наметившаяся в здании Липса, получила дальнейшее развитие в церкви Романа. Это особенно отчетливо выражено в апсидах. В Будрум отсутствуют хоры. Однако горизонтальное членение, которое в церкви Липса проходит на уровне пола хор, сохранено в качестве чисто декоративного элемента. На средней апсиде оно соответствует капителям двух столбов и двух промежуточных столбиков находящегося на этом месте первоначально тройного окна.
    В верхних частях боковых апсид в церкви Романа появились вместо окон миниатюрные декоративные нишки. Окна в нижних частях боковых апсид имеют четверти и тоже отличаются миниатюрным характером. Вся церковь Романа, отличающаяся расчлененным объемом (концы креста выше угловых помещений, боковые апсиды ниже средней) и дробной детализацией наружных форм (полуколонны, уступы лопаток и апсид, четверти оконных проемов, нишки), высоко поднята на постаменте — гробнице — как изолированное здание. Ансамбль, частью которого она является, остается неисследованным и в настоящее время еще не может быть реконструирован.
    Для первоначальной архитектуры церкви Романа характерен, по сравнению с церковью Липса, более легкий, воздушный и пространственный интерьер: свободно стоящие столбы под куполом — тонкие; концы креста — глубокие; проемы в наружных стенах — крупные; внутренние лопатки — гибкие, местами имеющие несколько уступов; ниши в боковых алтарных помещениях и в нартексе — широкие и плоские. Архитектурные формы внутри, как и снаружи, стройны и легки.
Константинополь. Будрум, 1-я половина X в.
Константинополь. Будрум, 1-я половина X в.
Фрагмент интерьера
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому