Комплекс церквей монастыря Пантократора - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Комплекс церквей монастыря Пантократора

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Константинопольская школа средневизантийской архитектуры
Константинополь. Церкви монастыря Пантократора, 1-я половина XII в
Константинополь. Церкви монастыря Пантократора, 1-я половина XII в. а — фрагмент пола; б — детали нартекса; в — профили обрамления центральной двери южной церкви; г — верхняя часть западного фаcада; д — план современного здания; е — план хор современного здания; ж — план сохранившихся частей северной и южной церквей; з — первоначальный план северной церкви (реконструкция); и — восточный фасад; к — первоначальный план северной и южной церквей (реконструкция)
    Главной дошедшей до нас постройкой Константинополя XII в. является замечательный комплекс трех слитых воедино церквей монастыря Пантократора. Он состоит из более ранней северной церкви, пристроенной к ней несколько позднее немного более крупной южной церкви и купольного помещения, расположенного между ними и их соединяющего. Известно, что эта однонефная купольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143— 1180 гг.), построенную еще при его жизни. Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Они возведены до нее, т.е. не позднее третьей четверти XII в. Южная церковь была построена после северной, так как ее лестничная башня, расположенная к северу от нартекса, прислонена к южной лестничной башне северной церкви. Более ранняя датировка северной церкви подтверждается также тем, что она по своей архитектуре несколько архаичнее южной церкви.
Константинополь. Церкви монастыря Пантократора
Константинополь. Церкви монастыря Пантократора: а — северный фасад северной церкви; 6 — профили обрамления двери нартекса; в — продольный разрез северной церкви; г — продольный разрез южной церкви; д — план гостиницы и монастырских помещений около северной церкви (реконструкция А. Орландоса)
    Чтобы решить вопрос о первоначальном виде каждой из двух церквей монастыря Пантократора, необходимы дополнительные исследования самых памятников. Однако уже в настоящее время выясняется в общих чертах архитектурный тип каждой из них Северная церковь была в своей основе трехнефной крестовокупольной постройкой. Об этом свидетельствуют сохранившиеся части северной наружной стены здания, в которой устроены небольшие проемы. Однако консоли на этой же стене доказывают, что к зданию примыкала пристройка.
    Это была, вероятно, открытая наружу галерея, представлявшая собой видоизменение крайнего бокового нефа пятинефного крестовокупольного здания. В современном здании к нартексу северной церкви примыкает, как и в других константинопольских церквах, квадратное в плане помещение, которое служило, по-видимому, лестничной башней. Это подтверждает наличие в первоначальном здании наружных галерей. Архитектурный тип северной церкви представляет собой промежуточный вариант между пятинефной и трехнефной крестовокупольными постройками.
    Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. Об этом говорят две квадратных в плане, вероятно лестничных, пристройки к нартексу, следы больших проемов в боковых стенах современной постройки и другие особенности. Такая реконструкция обоих зданий подтверждается также тем, как южная церковь была пристроена к северной. В результате уничтожения южной галереи северной церкви и северного крайнего бокового нефа южной церкви стало возможным поместить между ними усыпальницу Мануила Комнина.
    Обе церкви монастыря Пантократора представляют собой крестовокупольные постройки сложного варианта. Особенность обоих этих зданий заключается в отсутствии стен, отделяющих боковые апсиды от главной части интерьера. Этим несколько усилена алтарная часть. Особенностью южной церкви является, кроме того, нартекс, открытый наружу тройным проемом, со вставленными в проемы мраморными обрамлениями. Это говорит о том, что здание было рассчитано на торжественные входы, вероятно, самого императора.
    Очень существенные изменения наблюдаются в церквах монастыря Пантократора по сравнению с более ранними константинопольскими постройками в области строительной техники. В обоих зданиях применена кирпичная кладка со скрытыми рядами. Слои связующего между рядами кирпича очень широки. При толщине кирпичных плиток 3—4 см толщина слоев цемяночного раствора достигает 11—12 см. Такая система кладки является следствием перевязки рядов кирпича. Однако в более ранний период константинопольские мастера добавляли через один ряд кладки половинки кирпичей, вследствие чего все ряды кирпичей выходили на поверхности стен.
    Кирпичную кладку со скрытыми рядами в Константинополе начали применять впервые во второй половине XI в. В XII в. эта кладка имела широкое распространение в столичных постройках. Для кладки со скрытыми рядами кирпича характерно стремление избегать разбитых пополам кирпичных плиток и выкладывать здание только из цельных плиток. С этой точки зрения, это более совершенная кирпичная кладка. С другой стороны, на поверхности стен показана только половина действительно имеющихся в стенах рядов кирпича, что дает о кладке неполное представление.
    Однако тут вступают в силу соображения архитектурно-художественного порядка. Поверхности стен, выложенные со скрытыми рядами, возможно, имитируют кладку из чередующихся рядов камня и кирпича. Они выглядят более живописными и динамичными. Создается иллюзия, что основным материалом кладки является цемяночный раствор. Ряды кирпича и слои раствора как бы поменялись своим значением. Темные, красные ряды кирпича дальше отстоят друг от друга и только вкраплены в широкие светло-розовые слои раствора. Имеет значение также и колористический эффект: образуется общий переливающийся розово-красный тон стены.
Апсиды константинопольских церквей XI—XII вв. Южная церковь монастыря Пантократора
Апсиды константинопольских церквей XI—XII вв. Южная церковь монастыря Пантократора
    Вопрос о происхождении кирпичной кладки со скрытыми рядами еще недостаточно исследован. Материал известных архитектурных памятников говорит о том, что в византийской архитектуре этот прием появился впервые в Константинополе и что он распространялся по провинции под влиянием столичных архитекторов. Однако в русских постройках прием этот возник и получил всеобщее распространение гораздо раньше, чем в византийской архитектуре. Уже в конце X в. русские зодчие применяли кладку со скрытыми рядами кирпича. На протяжении всего XI в. и в начале XII в. все русские постройки возводились именно таким способом.
    Это заставляет предположить, что кирпичная кладка со скрытыми рядами, сама по себе являющаяся вариантом более ранней византийской кирпичной кладки, была разработана русскими зодчими и что во второй половине XI в. она была заимствована из Киевской Руси константинопольскими архитекторами. Это предположение подтверждается также тем, что кладка со скрытыми рядами получает наиболее широкое распространение в византийской архитектуре в XII в., т.е. в период, когда она почти во всех областях древней Руси, за исключением Полоцка и Смоленска, заменяется кирпичной кладкой, при которой все ряды кирпича выведены на поверхности стен, а слои раствора гораздо тоньше кирпичных плиток.
    Архитектурно-художественная композиция обеих церквей монастыря Пантократора обнаруживает дальнейшее развитие тенденций, которые наблюдались в постройках Константинополя XI в. Внутреннее пространство главной части становится еще более единым и членится на отдельные составные части крестовокупольной системы по преимуществу в своих верхних частях. Пространство стало более текучим, и соседние части сообщаются друг с другом. Более динамичные интерьеры приближаются в этом отношении к Софии в Константинополе.
    Помещения боковых алтарей свободно переходят в центральную часть. Две распалубки цилиндрического свода южного конца креста северной церкви, которые можно объяснить только тем, что они появились в результате устройства оконных проемов хор, врезанных в свод, еще больше облегчают легкие и воздушные своды концов креста. Первоначальные крайние боковые нефы усиливали динамичность пространства интерьера. Легкая пространственность всего сооружения отражается и в трактовке наружных стен. Представление об этом дает прорезанная широкими проемами ажурная западная стена нартекса.
    Большую ценность в южной церкви представляют частично сохранившаяся первоначальная облицовка внутренних стен из декоративных мраморных плит и недавно открытые фрагменты мраморного мозаичного пола. Облицовка сохранилась в центральной апсиде. Следует сравнить ее с облицовкой Софии. Разница заключается в том, что в Софии она расчленена в основном горизонтальными линиями, которым подчинены вертикальные линии. В южной церкви монастыря Пантократора каждое поле стены представляет собой отчетливо обрамленную прямоугольную геометрическую фигуру.
    Наряду с цветными поверхностями, очень сильно подчеркнут линейный рисунок. Линии, выделенные цветом, обрамляют прямоугольники, получившие благодаря этому четкие границы и предметный характер. Можно провести аналогию между живописным характером изображенных при помощи цветовых пятен фигур ранневизантийских мозаик, например церкви Успения в Никее, и облицовкой Софии. С другой стороны, родственны очерченные линейными контурами фигуры мозаик церкви Луки в Фокиде или церкви в Дафни и система внутренней декорации южной церкви Пантократора.
Южная церковь монастыря Пантократора Фрагмент алтарного помещения, окно боковой апсиды и аркада хор
Южная церковь монастыря Пантократора Фрагмент алтарного помещения, окно боковой апсиды и аркада хор
    Наружный облик церквей монастыря Пантократора трудно представить себе достаточно отчетливо, так как он был сильно искажен в турецкое время. Южная церковь сохранила больше наружных фрагментов первоначального здания. Когда она была пятинефной, угловые помещения центральной части имели хоры. Вследствие этого наружный объем здания приближался к форме параллелепипеда.
    Первоначальный вид зданий легче всего представить себе на основании апсид и западных наружных частей. Апсиды сильно отличаются от константинопольских зданий XI в. В северной церкви средняя апсида имеет еще пятигранную форму, в южной — уже семигранную. Боковые апсиды в северной церкви трехгранные, а в южной церкви пятигранные. Увеличение количества граней апсид означает усиление раздробленности и измельченности архитектурных форм.
    В южной церкви изощренная миниатюрность усложненных членений сочетается с вытянутой по вертикали формой апсид. Вследствие этого миниатюрные нишки очень узки и длинны, они как бы тянутся вверх. Окно средней апсиды стало меньше, так как оно занимает только три грани из семи (в Молла-Гюрани окно крупнее, так как занимает три грани из общего числа пяти граней центральной апсиды).
    Новую особенность южной церкви составляют многоуступчатые закомары, которыми завершаются все деления западного фасада. Эта черта не характерна для византийской архитектуры и напоминает владимиро-суздальские постройки, одновременно с которыми построена южная церковь монастыря Пантократора. Возможно, что не только в отношении кирпичной кладки со скрытыми рядами, но также и в отношении многоуступчатых закомар имело место влияние русской архитектуры XI—XII вв. на византийское зодчество. Легкие многоуступчатые закомары соответствуют пространственному, воздушному характеру всей южной церкви, и в особенности ее ажурной западной стены.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому