Мечеть Одалар-Джами, Неа, собор Сан Марко
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Константинопольская школа средневизантийской архитектуры
Церкви Константинополя X в. 1 —церкви в монастыре Липса: а — план современного здания; б — реконструкция плана северной церкви 908 г.; в — план помещений на хорах северной церкви; г — реконструкция плана после постройки около 1282 г. южной церкви и помещений с гробницами; д — разрез современного здания; е — восточный фасад современного здания; ж — детали колонок; 2 — Будрум: а — план; б — разрез; в — южный фасад; г — первоначальный вид южного фасада (реконструкция Талбот-Райса)
Кладка византийских построек X—XII вв. Северная церковь монастыря Липса, 908 г. и Одалар, конец XII в.
Перестроенная из более ранних зданий Одалар-Джами конца XII в. отличается асимметрией в плане, предвосхищающей поздневизантийские сооружения. Она выложена кирпичной кладкой со скрытыми рядами. Разница между кладкой константинопольских зданий X—XI вв. и XII—XIII вв. отчетливо выступает.
Перистильный тип культовых зданий восходит еще к ранневизантийскому периоду. В настоящей работе он представлен двумя сооружениями, сильно перестроенными в более позднее время: северной церковью комплекса, переделанного впоследствии в мечеть Фетие-Джами, и южной церковью монастыря Липса, относящейся к последней четверти XIII в.
Несколько сохранившихся небольших построек Константинополя средневизантийского времени дополняют общую картину, которую дают рассмотренные выше постройки. Архитектуру не дошедших до нас зданий, которые упоминаются или описываются в литературных источниках, невозможно представить себе достаточно конкретно. Например, знаменитая Новая церковь (Неа) императора Василия Македонянина, которой источники придают очень существенное значение, не может быть достаточно точно восстановлена.
Существуют фантастические и недостаточно обоснованные реконструкции Неа, например реконструкция Вульцингера, с которой не согласилось большинство исследователей. До сих пор мнения расходятся по столь важному вопросу, как схема расположения пяти куполов этого здания.
Константинополь. Мечеть Одалар, конец XII в. а — разрез; б — план современного здания; в — план первоначального здания (реконструкция)
Более ранние исследователи были убеждены в том, что четыре малых купола были поставлены на углах центральной части, т.е. в диагональных направлениях, как, например, в Спасопреображенском соборе в Чернигове.
Многокупольные здания. 1 — собор Сан Марко в Венеции, XI в (план и разрез); 2 — парапет церкви на о. Торчелло близ Венеции, начало XII в.; 3 — церковь в Перистера около Фессалоник, IX в.; 4 — церковь на о. Кипре, XI—XII вв. (план и разрез); 5 — церковь на о. Кипре, XI—XII вв. (план и разрез); 6 — дворец Фондако деи Турки в Венеции, XI—XII вв. (часть плана)
Однако более правдоподобна система расположения четырех второстепенных куполов Неа по странам света, как в церкви Апостолов в Константинополе и в Сан Марко в Венеции.
Это проливает некоторый свет также и на эту последнюю постройку, воздвигнутую под очень сильным влиянием византийского зодчества, проявившимся также и в некоторых церквах Кипра, родственных венецианскому собору. Становится понятной связь его с церковью Апостолов в Константинополе VI в., так как Неа, возможно, была промежуточным звеном между ними. Венецианское здание невозможно оторвать от романской архитектуры Италии.
Значение Сан Марко для зодчества Западной Европы было очень велико. Церковь Сен Фрон в Перигё, XII в., представляющая собой прямое подражание знаменитому венецианскому собору, наглядно показывает, насколько романские зодчие Франции считали византийскую архитектуру выдающейся. Имеются следы влияния Сан Марко также и на архитектуру эпохи Возрождения, в частности на Брунеллеско. Это влияние распространялось также и на другие эпохи. Суффло принял основную схему плана Сан Марко для своего парижского Пантеона.
Архитектурный тип Сан Марко в Венеции, заимствованный у Византии, является завершением развития крестовокупольной системы. План Сан Марко представляет собой органическое, в духе византийского зодчества, сочетание пяти нормальных крестовокупольных ячеек. Они сгруппированы так, что центральная господствует над четырьмя остальными. Все пять крестовокупольных ячеек взаимно проникают друг в друга.
Если взять одно из угловых помещений центральной ячейки Сан Марко, то оказывается, что оно является одновременно угловым помещением трех соприкасающихся друг с другом крестовокупольных ячеек. Это получилось вследствие того, что каждый конец креста центральной ячейки является одновременно концом креста еще одной смежной ячейки. Только восточная ячейка дана в сокращенном виде, так как на месте ее восточного конца креста помещена апсида. Центральный купол господствует над остальными как в силу своих более крупных размеров, так и благодаря лучшей освещенности.
Типологическая схема Сан Марко представляет собой группировку пяти крестовокупольных ячеек. Если каждая такая ячейка, взятая в отдельности, является замечательной по стройности и логичности пространственной группой, то в Сан Марко мы имеем группу пространственных групп, т.е. группу высшего порядка. Эта замечательная пространственная структура Сан Марко сохранила систему какого-то не дошедшего до нас произведения византийской архитектуры, вернее, целой группы таких построек. В них с замечательным творческим размахом подведен итог развитию средневизантийской крестовокупольной системы.
Поэтому не удивительно, что западноевропейские архитекторы различных эпох испытали на себе воздействие именно Сан Марко, который был одним из сильнейших проводников византийского влияния в Западной Европе.
Венеция. Сан Марко. Ниша апсиды
Сложная и вместе с тем глубоко целостная пространственная структура Сан Марко привлекала к себе особенное внимание западноевропейских зодчих. Созданная на основе всего предшествующего развития византийской архитектуры, органически включающей в себя наследие греческого и римского античного зодчества, структура Сан Марко является замечательным связующим звеном между архитектурой античности и Западной Европы.
Венеция. Сан Марко. Интерьер
Венеция. Сан Марко. Интерьер
Поздневизантийские церкви: 1 — мечеть Фетие-Джами в Константинополе, XIII—XIV вв.: а — продольный разрез южной церкви; б — разрез и планы одного из куполов на хорах южной церкви; в — южный фасад; г — поперечный разрез обеих церквей по хорам южной церкви; д — реконструкция плана первоначальной северной церкви; е — план современного здания; ж — план южной церкви на уровне хор; з — восточный фасад; 2 — план церкви на о. Халки (Принцевы острова) около Константинополя, XIV в.; 3 — план церкви Панагия Мухлиотисса в Константинополе, XIV в.