Особенности 2: Влияние экономики и необходимости обороны - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Особенности 2: Влияние экономики и необходимости обороны

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Средневизантийская архитектура
    В истории византийской архитектуры очень мало изучен вопрос о планировке города, загородной феодальной усадьбы, монастыря и сельского поселка. Мы знаем только, что в это время не было строительства новых городов. Времена были трудные, византийцам приходилось защищаться от нападавших на них со всех сторон варварских племен. Вследствие этого они уделяли очень большое внимание строительству крепостей. Однако оно сводилось почти исключительно к восстановлению старых городов и ремонту возведенных уже раньше крепостных стен.
    В отношении характера застройки городов можно сделать существенное наблюдение. Изучены отдельные фрагменты застройки Константинополя и других крупнейших городов империи, которые можно отнести к средневизантийскому времени. Они говорят о том, что регулярная застройка, унаследованная от античности, все больше заменялась бесплановой застройкой по образцу сельских поселков. Нельзя утверждать, что населенные места средневизантийского периода не имели целостного облика. Однако на основе бесплановой, стихийной застройки возникали свободно скомпонованные поселения и городские кварталы с асимметрическим расположением построек и криволинейным очертанием улиц.
    С этим было связано новое соотношение между наиболее выдающимися монументальными зданиями и их окружением — рядовой городской и сельской жилой застройкой. Монументальные сооружения стояли изолированно, по преимуществу на возвышенных местах. Их можно было обойти кругом, они нередко занимали центральную часть небольших площадей. Этим объясняется более замкнутый характер их объемной архитектурной композиции.
    Новой чертой, характерной для средневизантийской архитектуры по сравнению с предшествующим этапом развития византийского зодчества, были небольшие размеры построек. Экономические возможности стали теперь очень ограниченными. Материальные трудности прежде всего отразились на уменьшении размеров зданий. Однако это явление имело также и внутреннюю причину: даже наиболее крупные общественные постройки перестали строить в расчете на то, чтобы они вмещали большие массы народа.
    Церковные постройки, продолжавшие преобладать в строительстве, необходимы были в первую очередь для привилегированных. В них появляется интимный масштаб. Уже в XI—XII вв. наблюдается тенденция к созданию внутри церквей обособленных молелен для еще более узкого круга феодалов. Вместо величественности собора Софии в Константинополе и других ранневизантийских построек, появляются карликовые пропорции, которые придают частям зданий и даже постройкам в целом характер миниатюрных сооружений.
    Это не значит, что средневизантийская архитектура не создала ничего своего. В ней отражены самые противоположные тенденции. Сталкиваясь друг с другом, они образовали нечто новое. Византия IX—XIII вв. продолжала состоять из множества народов, входивших в состав империи. Объединяющим началом для них была византийская государственность и византийская идеология.
    Вместе с тем эти народы были не только пассивной стороной в том единстве, которое мы называем Византией. Они в свою очередь оплодотворяли византийскую культуру и византийскую архитектуру новыми особенностями, которые ассимилировались византийскими архитекторами и входили постепенно в общую сокровищницу византийской культуры. Подобный взаимный обмен имел место также и между Византией и соседними народами, которые все более или менее находились под влиянием византийской культуры. Сюда относятся славянские народы Балканского полуострова, народы Кавказа, Русь, а также народы Западной Европы.
    В результате интенсивного обмена разнообразными архитектурными идеями в Константинополе возникла оживленная архитектурная творческая жизнь. Византийская архитектура этого периода продолжала оставаться живой отраслью византийской культуры. Средневизантийские архитекторы были замечательными зодчими. В застывшей средневековой церковной оболочке и в душной феодальной среде возникли новые, смелые приемы архитектурной композиции. Средневизантийская архитектура сделала свой весьма существенный вклад в сокровищницу всемирных архитектурных ценностей. Творческие архитектурные мысли средневизантийских архитекторов во многом оплодотворили архитектуру Западной Европы, Восточной Европы и Востока.
    Основным достижением средневизантийской архитектуры явилось создание крестовокупольной архитектурной системы. Эта система зародилась и сделала свои первые шаги еще в ранневизантийский период, однако своего полного развития, своей зрелости она достигла только в средневизантийской архитектуре. В поздневизантийском зодчестве крестовокупольная система вырождается.
    Крестовокупольные здания распадаются на ряд вариантов, подчас довольно значительно отличающихся друг от друга. Однако основа здания во всех этих случаях одна и та же.
    Основная крестовокупольная ячейка представляет собой одновременно архитектурный тип, отвечающий утилитарным требованиям, конструктивную систему и архитектурно-художественный организм. Все три основополагающих стороны архитектуры получили в крестовокупольном здании комплексное и внутренне глубоко единое решение. Утилитарная, конструктивная и художественная стороны архитектуры взаимно глубоко повлияли друг на друга и друг друга оплодотворили. На основе первичного утилитарного задания весьма своеобразными конструктивными приемами была осуществлена замечательная архитектурно-художественная композиция.
    Если откинуть второстепенные, дополнительные элементы, если выделить ядро крестовокупольного сооружения, то останется квадратная в плане ячейка. Четыре стены, образующие в плане квадрат, ограждают пространство, внутри которого симметрично расположены четыре свободно стоящие опоры. Благодаря этому основной квадрат членится на девять частей, среди которых выделяется самый большой центральный квадрат. Вокруг него сгруппированы остальные восемь ячеек: четыре меньших квадрата на углах и четыре прямоугольных ячейки между ними. Все части квадратного плана перекрыты сводами. Единство целого обусловлено господством в здании купола.
    Не существенна форма четырех свободно стоящих опор: это могут быть колонны или столбы, квадратные или крестообразные в сечении. В последнем случае к квадратному столбу приставлены с четырех сторон лопатки. Встречаются также квадратные или крестообразные столбы, поставленные на колонны. Угловые помещения, квадратные в плане, могут быть перекрыты цилиндрическими сводами, оси которых направлены с запада на восток или с севера на юг, крестовыми сводами, сомкнутыми сводами, куполами, парусными сводами и другуми разновидностями сводов. Все это не меняет существа дела. Совершенно необходимыми в крестовокупольной системе являются купол над центральным квадратом и цилиндрические своды над концами креста; при этом оси цилиндрических сводов над западным и восточным концами креста ориентированы с запада на восток, а оси сводов северного и южного креста направлены с севера на юг. Именно благодаря такой ориентации четырех цилиндрических сводов концов креста получается архитектурный крест вокруг купола, что и породило название крестовокупольной системы.
    Необходимо добавить, что стены основного квадрата в зависимости от того или иного варианта крестовокупольного здания могут быть глухими или прорезанными только небольшими оконными и дверными проемами. Могут они также иметь более крупные проемы и в конечном счете приближаться к каркасной системе, например, если распор сводов погашается не за счет массивов стен, а за счет примыкающих к основному зданию и окружающих его дополнительных помещений. Внутренние стены могут быть гладкими или иметь лопатки, соответствующие столбам, несущим купол.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому