Особенности 5: Строительный материал. Декор храмов
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Средневизантийская архитектура
В отношении строительных материалов средневизантийская архитектура распадается на две области. В восточных частях Византийской империи, главным образом в Малой Азии, продолжала развиваться кладка из камня с очень хорошо отесанной лицевой поверхностью. Эта кладка представляет собой продолжение кладки, характерной для архитектуры Сирии и Месопотамии предыдущего периода. Последняя в свою очередь является продолжением и развитием античной кладки. В основе ее лежит древнегреческая кладка из тесаного камня, достигшая своего высшего развития в классическую эпоху V в. до н.э. и затем, несколько видоизменившись, перешедшая в эллинистическую кладку.
В восточных провинциях Римской империи кладка из тесаного камня продолжала существовать и развиваться. Таким образом, кладка зданий средневизантийского времени, например в Трапезунде и других местах в восточных провинциях Византийской империи, является наследием античности, претерпевшим переработку в византийское время.
Совершенно другой является кладка средневизантийских построек Константинополя. Правда, в начале средневизантийского периода она еще не вполне выработалась. Только в XI—-XII вв. в византийской столице сложилась чисто кирпичная кладка. Последняя является продолжением ранневизантийской константинопольской кирпичной кладки. Основная тенденция развития столичной кирпичной кладки заключалась в том, что с течением десятилетий росло стремление увеличить в наружных частях стен ширину швов цемяночного раствора.
В конце концов появляется кладка Константинополя XII в., для которой характерны швы, втрое более широкие, чем ряды кирпича. Это достигается тем, что ряды кирпича через один не доводят до поверхности стен и затирают снаружи слоем цемяночного раствора. Такой прием создает впечатление эластичности стены, воздушности объемов и общий красно-розовый тон поверхности стены. Отмеченное развитие показывает, что постепенно нарастает стремление к достижению декоративного эффекта средствами самой кладки.
Во всех частях византийского государства в средневизантийское время получила широкое распространение кладка, которая явилась как бы синтезом двух описанных кладок. Это существовавшая уже в ранневизантийское время и несколько видоизмененная в средневизантийский период кладка из чередующихся нескольких рядов камня и нескольких рядов кирпича. Эта кладка имеет свои местные варианты в различных частях страны. В Константинополе она появилась в IX и X вв. под влиянием восточновизантийской архитектуры как продолжение аналогичного варианта ранневизантийской кладки. Из нее к XI в. постепенно выработалась кладка из одного только кирпича.
Средневизантийская концепция церковного здания была выражением характерного для византийского феодализма символического истолкования мира в духе мистических учений православной церкви. Культовый церемониал был унаследован от предыдущего периода. Его смысл продолжал состоять в том, чтобы распространять и утверждать идею божественного происхождения царской власти, представлявшую собой дополнительное идеологическое средство укрепления византийского централизованного строя. Как и раньше, церковное здание понималось как изображение вселенной, происходившие в нем культовые действия должны были передавать историю мира, выработанную церковной легендой. Каждая отдельная часть здания имела свое истолкование. Алтарная часть изображала рай и небесное царство, главная часть здания была образом здешнего мира, западная часть церковной постройки символизировала ад.
Условность развитого византийского мировоззрения сказалась также и в архитектуре. Сравнение ранневизантийского и средневизантийского церковного здания обнаруживает это различие. Например, в Константинопольской Софии купол не только обозначает небесный свод, но и наглядно его изображает. Небольшие купола на барабанах средневизантийских зданий всего лишь символизируют небесный свод, являясь не более как условными знаками для его обозначения. Они перекрывают незначительную часть внутреннего пространства и могут быть восприняты только как условное изображение небосвода и вселенной.
В интерьере средневизантийского церковного здания существенную роль играет живопись. Еще недостаточно исследован вопрос о различных системах внутренней декорации в Константинополе и в восточных областях Византии. В Константинополе живописью, обычно мозаикой, занимали чаще всего только зону сводов, арок и люнет под ними. Стены же и столбы декорировали великолепной облицовкой, продолжая традицию облицовки Софии, но несколько видоизмененной. В отличие от Софии средневизантийские мозаики имели фигурные изображения, включавшие отдельные фигуры или целые сцены. Сюжетами изображений были эпизоды из священного писания. Мраморная облицовка придавала интерьеру большую строгость и некоторую тектоничность.
В восточных областях в интерьерах церквей преобладала фресковая живопись, которая обычно покрывала стены, столбы и своды. Весь интерьер был расписан снизу доверху. Это придавало ему особую фантастичность, зрительно расширяя архитектурное пространство. Условный характер изображений накладывал свой отпечаток также и на весь интерьер в целом: внутреннее пространство как бы вырывалось из реальной действительности, что создавало особенно благоприятную атмосферу для восприятия церковного учения. Воздействие получалось исключительно сильным, особенно на малоразвитого крестьянина, готового поверить чему угодно, когда удавалось затронуть его чувство.
Общее впечатление, создаваемое архитектурой и живописью, еще усиливала декоративная резьба, которая обычно покрывала парапеты между колонками и столбами, особенно на хорах, амвоны и алтарные преграды. Эта резьба, нередко отличавшаяся большой сложностью, создавала исключительную декоративную насыщенность, в особенности в зданиях Константинополя.
В постройках столицы базы и капители колонок, а также дверные и оконные обрамления, там, где они имелись, отличаются очень усложненной профилировкой, предельно раздробленной и измельченной. Во многих случаях можно проследить античные прототипы обломов, однако они до неузнаваемости переработаны.
В постройках восточной школы византийского зодчества, наоборот, наблюдается тенденция к упрощению деталей и к созданию цельных и компактных архитектурных форм.