Проектирование и производство строительных работ 2
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Строительная техника Византии
Постройка кирпичного здания, изображенная на персидской миниатюре, XV в.
Для выполнения гигантской постройки, по свидетельству анонима, опубликованному Бандури, понадобилась огромная армия строителей в 10.000 человек. Мы не имеем сведений о распределении их по специальностям. Но свет на этот вопрос бросает рассказ историка Феофана о том, как император Константин IV Бородатый, правивший во второй половине VII в., вербовал строителей для ремонта акведука, сооруженного одним из его предшественников Валентом.
"В Азии и в Понтийской провинции 1.000 каменщиков и 22 штукатура, в Греции и на островах 500 мастеров кирпичного производства, в Трасе 5.000 чернорабочих и 200 гончаров; он выделил десятников, чтобы пустить в ход эту толпу, и поставил во главу ее патриция". Таким образом было навербовано 6.722 человека. По всей вероятности, между патрицием и десятниками имелось промежуточное звено в виде сотских. Один человек вряд ли мог непосредственно управлять таким огромным количеством бригад. Ведь даже если бригады состояли не из 10, а из 50 человек, то и в этом случае их было 135.
С технической стороны не имеет значения, на какой экономической основе производилась эта вербовка, но представляет интерес соотношение между представителями различных специальностей. Приведенные цифры показывают, что на 10 каменщиков приходилось 50 кирпичников, 500 чернорабочих, 2 штукатура и 20 гончаров. Присутствию гончаров на постройке не следует удивляться: византийцы имели обыкновение закладывать в стены глиняные сосуды, то выполнявшие роль голосников-резонаторов, то служившие средством облегчения конструкции.
Тот же Феофан сообщает, что заложенные строителями фундаменты собора были "мощными" и "крепчайшими". Судя по правилу, сформулированному Витрувием, их ширина должна была в полтора раза превышать ширину опирающихся на них элементов (кн. IV, гл. 31). Из раскопок Шнейдера и Рамазаноглу известно, что они были заглублены на 3,6 м. Американские исследователи Эмерсон и Найс утверждают, что строители не учли и не могли учесть по уровню знаний того времени, что материк оказался слабее, чем ставшая монолитной кладка столбов.
Строительные леса, изображенные в псалтири IX в.
Доказательство этому они видят в последовавшем при завершении подпружных арок, до того как были возведены паруса и купол, отклонении пилонов от вертикали, происшедшем, как утверждают авторы, потому, что от давления постройки скала стала садиться под наружными кромками пилонов сильнее, чем под внутренними. Однако простой примерный подсчет говорит о неосновательности этой гипотезы.
Столбовой фундамент под пилоном при размерах 11X13,5X3,6 м должен иметь объем 525 м3 и, выполненный из известняка, весить около 1260 т. Пилон 23X7,5Х5,3 м при объеме 914 м3, возведенный из того же материала, весит 2200 т. Подпружная арка из кирпича при сечении 5,3X1,5 м имеет объем 390 м3 и весит около 700 т. Это значит, что грунт под нагрузкой фундамента, пилона и двух сходящихся на последнем полуарок подвергается напряжению 2,9 кг/см2.
Таким образом, допускаемое давление не превышает установленного для невыветренной дресвы и гравия (4—5 кг/см2), значительно более слабых, чем тот грунт, на котором на месте Софии строили уже прежде: при Септимии Севере — храм Артемиды, а при Константине Великом — Большую базилику.
К сожалению, Рамазаноглу не установил прочности основания, на котором построена София. Это заставляет решать вопрос при помощи предположений.
Перегрузка грунта могла возникнуть от эксцентричности приложения давления. О величине этой эксцентричности дают представление обмеры тех же Эмерсона и Найса: на высоте 23 м пилоны отклонены от вертикали на 32,5 см, т.е. на 50'. Это значит, что бок фундамента осел на 16 см.
Как обстояло дело с сооружением пилонов, рассказывает Прокопий. Он сообщает, что они "сооружены из огромных камней, тщательно подобранных искусными мастерами". "Ни известь, которую называют жженой или неугасимой (речь идет об извести-кипелке. Церковный писатель IV—V вв. Августин из Тагаста (Африка) писал: "Мы и называем (негашеную известь) живой, — огонь скрыт в ней, как невидимая ее душа в видимом теле. И сколь удивительно, что чем более она гаснет, тем более загорается, и, чтобы обнаружить потаенный огонь, ее заливают водой.
Первоначально холодная, она кипит от того, от чего все кипящие вещи охлаждаются. Потому кажется, что глыба эта издыхает, когда появляется пламя, исходящее из нее, и, наконец, она становится как мертвая, так что если теперь облить ее водой, она больше не возгорится, и та известь, которая вначале называлась живой, потом гашеной, наконец называется мертвой; еще удивительнее, что известь, облитая маслом, не кипит", ни асфальт, который употребляла гордая вавилонянка Семирамида, ни другие того же рода вещества не могли связать их, — говорит этот автор, — но только свинец, который наполнил все находившиеся внутри пустоты, проник в обрушившийся камень и связал самые камни". Он отмечает, что пилоны поднялись так высоко, "что тебе кажется, будто ты видишь обрывистые склоны гор".
Изображения строительных машин и приспособлений, описанных Героном Александрийским в его "Механике"
Изображения строительных машин и приспособлений, описанных Героном Александрийским в его "Механике"
Как велись эти работы, можно представить себе, опираясь на энциклопедию Исидора Севильского. Говоря об инструментах строителей, он упоминает "наугольник" и "отвес", "каменщицкие лопаточку и молоточек", а также "лестницы, которые прикрепляются к стенам". В числе строителей стен он называет "инструкторес" или "тектонес", т.е. кладчиков камня, а также "цементариев" или "архитекторов", которые "мудро закладывают фундамент". И, наконец, "махонес", сооружающих леса, необходимые "из-за высоты стен". По этому перечню нетрудно представить картину, напоминающую выполнение каменной кладки в нашей стране в середине прошлого века, когда создавалось старое Урочное положение.