Техническое наследство строительного искусства византийцев
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Строительная техника Византии
Торговые пути Византийской империи
Эпохе Возрождения, начало которой совпало с моментом падения Византийской империи, зодчие Византии оставили в наследство господствующее применение кирпича, смелую конструкцию куполов, выполняемых в этом материале, и подрядную форму организации и производства работ.
Строившие одновременно с византийцами мастера романской, а затем готической архитектуры пользовались главным образом тесаным камнем. Кирпич был распространен только в отдельных районах, наиболее связанных с Византией оживленными торговыми отношениями: в Венеции, ганзейских городах Германии, во Фландрии, в южной Франции и в России. Только начиная с Брунеллеско и Браманте кирпич завоевал себе господствующее положение в строительстве, которое он удерживал до недавнего времени.
Основные элементы конструкции собора Софии
Купольные перекрытия церкви Сен-Фрон в Перигё
В романской и готической архитектуре для перекрытия квадратных планов применялись почти исключительно крестовые своды. Применение купола было большой редкостью и имело место, опять-таки, только в районах экономического влияния Византии. В романский период это было в Венеции и во Франции (Перигё). А в готические времена можно уверенно назвать только одно купольное решение — трехъярусную башню замка Куси. Лишь начиная с того же Брунеллеско купол становится наиболее привлекательной для архитекторов конструкцией перекрытия большого пространства. Ареной широкого применения купола до Брунеллеско была только Россия, связанная и в экономическом, и в культурном отношении с Византией более тесно, чем западноевропейские страны.
В романский период организация производства строительных работ находилась в руках монастырей, которые имели своих квалифицированных мастеров, связанных дисциплиной церковного чинопочитания, и широко использовали мирян в порядке выполнения религиозной повинности на черных и разных работах. Во времена готики их место заняли ремесленные цехи, строго разделенные по специальностям, связанные жестким регламентом отношений между учениками, подмастерьями и мастерами и деспотически поддерживавшейся технологией работ.
Византийское же строительство велось артелями навербованных мастеров, работавших под руководством поставленных подрядчиком десятников.
Купола на башне замка Куси (Франция)
Уже конфликты Брунеллеско с цехами, членом которых он не состоял, явились одним из первых шагов возврата к византийской системе. Временный арест его, как "неорганизованного" строителя, не помешал ему продолжать стройку. А замена забастовавших цеховых мастеров набранными "у ворот" ломбардцами уже не вызвала осложнений.
Таково было наследство, оставленное строителями Византийской империи эпохе Возрождения.