Строительные материалы 3
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Строительная техника Византии
В числе сыпучих каменных материалов, играющих роль заполнителей для растворов и бетонов, Исидор упоминает песок, гравий и щебень. Основным качеством песка он считает шероховатость, которую противопоставляет клейкости, зависящей от содержания глинистых примесей. А упомянутый уже способ проверки этого материала на сыпучесть и на загрязнение ткани рассчитан как раз на определение его беспримесности. Гравий Исидор характеризует как примешанный к земле камешек, круглый (окатанный), твердый и гладкий, и предостерегает против осколочного естественного камня, вероятно, имея в виду осыпи трещиноватого сланца, как обладающего меньшей прочностью. В качестве способа испытания он рекомендует прокаливание, от которого хороший гравий не должен разрушаться. Щебень он определяет как искусственно разбитый камень, предназначенный для употребления вместе с известью при изготовлении полов, т.е. в бетоне, который сохранил именно здесь свое прежнее значение. Исидор оговаривает, что для битья щебня не пригодны светлые породы камня, которые он считает менее прочными.
Известные ему вяжущие — это глина, известь, гипс и битум. Основным признаком хорошей глины он считает тонкость (дисперсность), которая отличает ее от обычной земли. "Известь называется живой, — пишет он, — потому что, будучи холодной на ощупь, содержит в себе скрытый огонь. Облитая водой, немедленно выделяет скрытую теплоту и распадается. Ее природа делает нечто удивительное. Она разогревается от воды, которая тушит огонь, но тушится [Исидор здесь имеет в виду потерю известью способности разогреваться, или как говорят, "гаситься"] маслом, которое огонь поддерживает. Ее необходимо применять при сооружении построек. Ведь ничем другим нельзя связать камень с камнем прочнее, чем их соединяет известь". Гипс Исидор рассматривает как минерал, родственный извести. О битуме говорит, по-видимому, только по наслышке, как о материале, добываемом в Индии и в Сирии и идущем в качестве вяжущего в каменной кладке и для обмазки кораблей.
Русская известково-обжигательная печь XI в., воспроизводящая византийские печи того же времени
В главе о пылях и землях названы, между прочим, мел и пуццолана. Признаком наилучшего мела, месторождение которого находится на острове Кимела, он считает белизну, напоминающую сверкание серебра. Описывая же пуццолану, сообщает, что эта пыль собирается на холмах около итальянского городка Путеоли и, "погруженная в воду, сразу же образует камень, подобно тому, как глина обращается в камень обжигом".
Как и о печи кирпичной, представление о византийской известковой печи можно составить по данным раскопок в нашей стране, произведенных на поселении XI в.
В качестве материала для заполнения оконных проемов упоминается слюда, которую автор рассматривает как одну из многочисленных разновидностей гипсового камня. Ее применение он считает наилучшим "завершением" зданий. Из употреблявшихся в строительстве металлов Исидор называет железо и свинец. Для изготовления валов, ключей и засовов рекомендует железо мягкое, похожее на свинец, а не ломкое и губчатое, употребляемое для обработки земли. На водопроводные трубы и кровельные листы советует применять черную разновидность свинца, а не белую.
Палитра перечисляемых Исидором красок примерно совпадает с цветовым ассортиментом пород мрамора. Он делит пигменты на самородные, искусственные и смешанные. Из самородных упоминает краски: синопскую, кипрскую глину, красную глину, мелосскую, аурипигмент (желтую мышьяковистую обманку), а также загадочные "претониум" и "утерию". Из искусственных красок называет сурик и киноварь, а также венецианскую, получаемую обжигом кипрской. Из смешанных — финикийскую, составляемую из синопской и сурика, и ту же венецианскую, образуемую из смеси пурпура с серебристым мелом или кианской глины с пурпуром.
Белый цвет представлен мелом и мелосской краской. Красный — синопской, понтийской и сирийской глинами. Желтый — охрой и аурипигментом. Зеленый — ливийским мелом и ярью-медянкой. Синий — кианской глиной. Фиолетовый — смесью этой последней с пурпуром или пурпура с серебристым мелом (в процессе разбеливания мелом красная краска по пути превращения в розовую при определенной пропорции дает фиолетовый оттенок, так же как черная — голубоватый).
В числе отделочных материалов у Исидора фигурируют облицовочные плиты, лепнина и мозаика. Про первые он сообщает, что они режутся из мрамора обычной железной пилой или гладким полотнищем с подсыпкой песка по заранее намеченным линиям. Последний способ Исидор считает предпочтительным, потому что это позволяет резать более толстый мрамор и делает более удобными обработку и полировку. Лепнину он описывает как рельефные украшения стен, отлитые из гипса в глиняных формах. Про мозаику говорит, что это маленькие "квадратики", получаемые разбиванием плиток, окрашенных в разные цвета.
Гамма применявшихся в византийской мозаике цветов богаче, чем ассортимент мраморов и красок. Кроме красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, фиолетового и белого здесь встречаются серый желтоватого и фиолетового оттенков, пурпурный, серебряный и золотой. Наряду с кубиками из естественного камня, применявшимися в небольшом количестве, основную массу составляли кубики из смальты. Из них золотые и серебряные изготовлялись путем наложения на лицевую сторону листочков этих металлов и припаивания сверху тонкого слоя бесцветного стекла.
Вот тот богатый и разнообразный ассортимент строительных материалов, которым пользовались византийские зодчие в эпоху расцвета Византийской империи при Юстиниане I и, по-видимому, на протяжении остальных девяти веков ее существования. Нельзя не признать, что все сведения о них до сих пор являются либо чисто литературными, либо поверхностно-зрительными. Еще не сделаны настоящие технологические испытания камня, кирпича, растворов, отделочных материалов, железа и свинца, отобранных из сохранившихся византийских зданий. Эта работа, хотя бы в отношении одного наиболее замечательного памятника — Софии в Константинополе, еще ждет своего выполнения.