Строительные материалы
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Строительная техника Византии
Примерная структура византийского бетона
Глубочайший кризис рабовладельческого хозяйства, сопровождавший рождение Византийской империи, сделал основной строительный материал античного Рима — трамбованный бетон — для нее, как это было показано выше, мало подходящим. Характерно, что стены Константинополя, возведенные при его основании в этом материале, во времена Юстиана вызывали только недоуменное удивление. Историк VI в. Иорданес признавался, что "никто не считал их составными, но сделанными из одного куска скалы". "Кто видит уцелевшие развалины и остатки, — говорил он, — тот должен и теперь удивляться как искусству тех, кто их с самого начала построил, так и предприимчивости тех, кто их позднее разрушил".
Однако потеря римской бетонной техникой ее былого значения вовсе не означала полного забвения бетона. В развалинах Влахернского дворца сохранилась стена, где промежуток между двумя кирпичными облицовками забучен составом, в котором известковый раствор содержится в количестве 2/3 объема, т. е. составом жирностью 2 : 1. В нем много толченой черепицы, пропущенной через сито с отверстиями 1,5 см.
Приготовление этого материала на гравии вместо щебня с укладкой в опалубку путем попеременного заливания раствора и засыпания заполнителя без всякой трамбовки было, например, на 1/3 менее трудоемким, чем производство его римского предшественника. Но в то же самое время он был и гораздо менее плотным и уже по одному этому менее прочным. Если же учесть, что пуццолана, месторождение которой оказалось к тому времени на территории королевства остготов, стала недоступной для византийских строителей, то следует предположить, что они перестали употреблять известково-пуццолановый цемент и ограничились лишь известково-цемяночным, к тому же невысокого качества из-за чересчур грубого измельчения глинистой составляющей. Это должно было снизить прочность бетона вероятно до 15 кг/см2, а наибольшую высоту бетонной конструкции постоянного сечения ограничить до 15 м.
Вполне естественно было в монументальном строительстве перейти на два других материала, доставшихся Византии в наследство от того же древнего Рима: тесаный камень и кирпич. И тот, и другой остались в готовом виде в старинных постройках, которые были использованы как каменоломни. Постановление императоров Аркадия и Гонория, вошедшее в качестве дополнения в кодекс их отца Феодосия, не оставляет в этом отношении никаких сомнений. "Вследствие твоего напоминания о том, что дороги, мосты, через которые проходят дороги, и акведуки, а также стены должны поддерживаться готовыми средствами, — гласит оно, — мы постановляем, чтобы все эти материалы, добываемые от разрушения языческих храмов, предназначались для упомянутых надобностей". И свидетельством того, что именно так поступали даже во времена Юстиниана, являются подпружные арки Софии, которые выложены из римских кирпичей, имеющих размеры 70x70x7,9 см и сделанных из не загрязненной камнями хорошо промешанной глины, подвергнутой равномерному и сильному обжигу.
Однако избрав кирпич основным строительным материалом, византийцы не могли ограничиться использованием того, что осталось в древних развалинах и старых зданиях Они вынуждены были наладить собственное кирпичное производство. В византийском кирпиче, носившем название "плинфы", т.е. плиты, обращает на себя внимание меньшая толщина по сравнению с римским. Она снижается с 7,6—7,9 до 5,1 см. Точно так же уменьшаются и остальные размеры. Если в Риме ходовым был кирпич 59x55 см, то в Византии его размеры составили 35,5x35,5 см. Только в отдельных случаях, как, например, в основании купола Софии, применялись плинфы размерами 68,6x22,9 см.
Это уменьшение размеров, и особенно толщины, явилось результатом некоторого регресса техники кирпичного производства, менее строгого выбора глины, худшей ее очистки от камня, менее тщательного перемешивания. Исидор сообщает, что кирпичи делались в деревянных формах и обжигом доводились до прочности естественного строительного камня. Некоторый свет на технологию кирпичного производства в предыдущую эпоху в античном Риме проливают комментарии к древним авторам, сделанные писателями эпохи Возрождения.
"Говорят, — сообщает Альберти, пересказывая Плиния, — следует совершенно избегать глины, смешанной с гравием, ибо такая глина при обжиге расседается и дает трещины, при обработке рассыпается... надо делать их тонкими, так как слишком толстые трудно обжигаются и редко остаются без трещин". "Глину уколачивают хорошенько особыми железными полосами, имеющими форму бичей, — говорит в своем комментарии к Витрувию Даниэле Барбаро, — и хорошо очищают от гальки и камешков; чем больше она очищена и размята, тем лучше".
По всей вероятности, византийцы не выполняли этих технических условий с такой последовательностью, как римляне. И поэтому уменьшение размеров, и особенно толщины, кирпича явилось едва ли не единственным средством обеспечить равномерность обжига и избежать появления трещин.
Испытания византийского кирпича на механическую прочность неизвестны. На основании свойств современного кирпича ручной формовки из запесоченной глины можно предполагать, что она была не ниже 50 кг/см2, т.е. эквивалентна римскому бетону.
Представление о конструкциях византийских кирпичных печей можно составить по данным раскопок, произведенных в России. Найденная конструкция печи XI в., по всей вероятности, была воспроизведением византийских печей того времени.
Русская кирпичеобжигательная печь XI в., воспроизводящая византийскую печь того же времени