Вклад византийского зодчества в мировую архитектуру
Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии
Византийское зодчество внесло очень большой и существенный вклад в сокровищницу мировой архитектуры. Его основным достижением явилась замечательная разработка центрической архитектурной композиции на основе перекрытия главной части здания куполом. Купол — главная тема византийского зодчества. Византийские архитекторы разработали его в различных вариантах.
Купол знали и предшественники Византии — архитекторы греко-римской античности, а также зодчие Востока. Однако нигде и никогда до этого купол не был основой архитектурной системы.
Характерной особенностью византийского зодчества являются купола, расположенные на квадратном основании, которое в отличие от ротонды может быть расширено пристройками, купола, опирающиеся на четыре опоры, купола на барабанах.
Причиной того, что в центре внимания византийских зодчих находилось центрическое купольное здание, была органическая преемственность византийского зодчества от народной жилой архитектуры, традиции которой восходили к древневосточным и античным типам жилья с купольным перекрытием над главной его частью и над очагом. Этот тип жилья отражает одну из исконных человеческих форм народного быта, для которой средоточием был очаг, объединявший семью. Здесь лежат корни того гуманистического начала, которое присуще архитектурному образу купола и центрической системе здания.
Огромное значение имели в византийской архитектуре ее функциональная основа и тесно связанная с ней конструктивная сторона, как средство осуществления нередко очень сложной строительной программы.
Центрическая архитектурная композиция отражает одну из основных сторон византийской общественной и государственной системы, а также византийского миропонимания и византийской идеологии — центростремительное начало.
Другой принцип, характерный для византийской идеологии, — человеческое, гуманистическое начало, заключенное в средневековую церковную оболочку. Православие было преемственно связано с античной, главным образом греческой, классической философией, с греческой классической литературой и с греческим классическим театром. Сама греческая и вся вообще античная культура своими истоками восходит к народному началу, оплодотворенному древней традицией восточного народного творчества.
Другой важнейшей чертой византийской идеологии, тоже восходящей к структуре византийского общества и государства, была идея иерархии. В архитектуре она нашла свое отражение в замечательной по стройности системе расчленения здания, в первую очередь его интерьера. Византийские зодчие систематически работали над проблемой создания сложного, расчлененного интерьера, части которого, сопоставленные друг с другом, составляют стройное единство. Каждая часть такого интерьера занимает свое определенное место в системе целого. В результате образовалась великолепная группировка разнородных частей интерьера, различных пространственных ячеек, соединявшихся в нечто единое. Византийское зодчество впервые в истории человечества создало архитектурную пространственную группу, получившую в дальнейшем в мировом зодчестве замечательное развитие.
Византийская архитектура создала одно из самых выдающихся зданий всех времен и народов — собор Софии в Константинополе. Это сооружение явилось органическим звеном развития не только византийской, но и всей античной и средневековой архитектуры. Оно возникло из целой цепи предшественников и сильнейшим образом повлияло на дальнейшее развитие византийской и всей мировой архитектуры. Однако ценность Константинопольской Софии лежит главным образом в ней самой, в ее замечательной архитектуре. Константинопольскую Софию можно поставить рядом с Парфеноном в смысле ее ценности для человечества.
В особенности необходимо отметить в качестве одного из самых капитальных достижений византийской архитектуры создание крестовокупольной архитектурной системы. В ней была как бы подытожена вся античная и византийская архитектура предыдущего времени. Одновременно с этим в крестовокупольном здании было положено начало дальнейшему развитию всемирного зодчества и, в первую очередь, центрических построек последующего времени.
Если собор Софии в Константинополе представляет собой неповторимое и неповторенное уникальное здание, то крестовокупольная система явилась известным универсальным методом архитектурной композиции, охватывающим функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Этот метод открывал архитекторам того времени и последующих эпох возможность широко варьировать и развивать центрическую купольную композицию — одно из самых ценных и разносторонних достижений архитектуры всех времен и народов.
Характерной чертой византийской культуры, в частности византийской архитектуры, явилась ее способность приобщать к ней молодые народы, только еще вступившие на историческую арену. Славянские народы на Западе и Севере: болгары, сербы, русские, многочисленные народности Кавказа, в первую очередь армяне и грузины, но также и многие другие народности Кавказа, в том числе и Северного Кавказа, — все они приобщились к византийской культуре. Они быстро ее усвоили и обогатились через нее наследием греко-римской и древневосточной культуры. Они освоили византийскую архитектуру, содержавшую в себе античное и восточное архитектурное наследие и одновременно с этим переработку этого наследия на основе новых принципов и идей раннефеодального общества. Особенно ценно, что византийская архитектура оплодотворяла архитектурное творчество этих народов и указывала им путь для его дальнейшего творческого претворения на основе новых этапов их экономического, социального и идеологического развития и своеобразных особенностей каждого народа.
Византийская архитектура не только приобщала к своим сокровищам молодые народы, но одновременно с этим открывала им путь для дальнейшего самостоятельного творчества и прогрессивного развития во всемирно-историческом плане. Обычно молодые народы создавали в своих первоначальных постройках своеобразные и очень яркие варианты византийской архитектуры, чтобы потом развить свою собственную самостоятельную отрасль мирового зодчества.
Весь этот процесс неоднократно сопровождался обратным влиянием архитектуры Кавказа, Балканского полуострова и Древней Руси на византийское зодчество.
Несколько иной характер носило влияние византийской архитектуры на мусульманское зодчество. Факт этого влияния не подлежит никакому сомнению, оно достигло наибольшей силы в турецкой архитектуре после взятия Константинополя, когда в Стамбуле начали появляться одно за другим прямые воспроизведения Софии. Однако мусульманская архитектура, в свою очередь неоднократно влиявшая на архитектуру Византии, столь глубоко перерабатывала (включая мечети Стамбула) византийскую основу, что ее постройки принадлежат другому кругу архитектурных явлений, основанному на иных принципах, нежели архитектура Европы последующих столетий.
Византийская архитектура была своего рода узловым пунктом развития зодчества между античностью и Европой эпохи средних веков и нового времени.
Влияние византийской архитектуры на развитие зодчества Восточной и Западной Европы было очень велико, и до сих пор оно еще недостаточно оценено. В отношении Восточной Европы, главным образом Руси, не требуется особых доказательств, так как византийские истоки русского зодчества справедливо являются общепризнанными. Однако влияние византийской архитектуры на западноевропейскую было не меньшим, чем ее влияние на восточноевропейское зодчество.
В недалеком прошлом, например, в Германии вся романская архитектура просто называлась "византийской". Неправильность этого определения была в дальнейшем доказана. Однако исследователи ударились в противоположную крайность, когда они стали забывать об очень большом влиянии византийской архитектуры на романскую. Достаточно в качестве примера привести собор Сан Марко в Венеции и его французскую романскую копию — церковь Сен Фрон в Перигё, XII в. Это отнюдь не изолированное явление, как думают некоторые исследователи, и в развитом романском соборе, например, его средокрестие представляет собой переработку византийской крестовокупольной системы. Или, например, типичный романский перспективный портал сложился в своей основе в византийском зодчестве. Эти примеры могли бы быть умножены.
Многое в готической архитектуре объясняется влиянием византийского зодчества, например ажурность готических соборов, явившаяся развитием характерной особенности Константинопольской Софии, или система готических балдахинов, развивавшаяся из византийских прототипов, или, наконец, такая характерная особенность готического зодчества, как аркбутаны, возникшие в Византии и перешедшие затем в Западную Европу.
Особенно существенно влияние византийского зодчества на архитектуру Возрождения. Оно сказалось преимущественно в центрическом купольном архитектурном типе и прослеживается начиная от Брунеллеско через Браманте вплоть до Палладио. Влияние крестовокупольной системы на многие выдающиеся постройки Ренессанса осуществлялось отчасти через посредство ряда византийских построек на почве Италии.
Если рассмотреть наиболее выдающиеся европейские монументальные здания XVII—XVIII вв., то их связи с Византией выступят очень отчетливо. Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. В соборе Инвалидов, соборе Павла в Лондоне, Пантеоне в Париже, соборе Смольного монастыря, Казанском и Исаакиевском соборах мы видим в основе крестовокупольную систему в конечном счете византийского происхождения.
Византийская архитектура была связующим промежуточным звеном между античной архитектурой и архитектурой Возрождения и последующего времени в Европе.