Соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастырей. Церковь Спаса на Берестове - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастырей. Церковь Спаса на Берестове

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура древнерусского государства (X в.— начало XII в.)
Киев
Киев
1 — церковь Спаса на Берестове, 1113—1125 гг. (фрагмент фасада и план); 2 — Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. (западный фасад и план); 3 — Михайловский собор Выдубицкого монастыря, 1070—1088 гг. (план); 4 — Успенский собор Печерского монастыря, 1073—1078 гг. (план)
Киев. Михайловский собор Выдубицкого монастыря, Вид с юга
Киев. Михайловский собор Выдубицкого монастыря, Вид с юга
    В 1070-х годах на южной окраине Киева — Выдубичах, где сходились важнейшие пути на юг и юго-восток, князь Всеволод Ярославич построил загородный "красный двор". Рядом с красным двором был основан Выдубицкий монастырь, бывший "вотчим" монастырем Мономаховичей. В 1070 г. началось строительство Михайловского собора Выдубицкого монастыря, закончившееся лишь в 1088 г.
    От собора сохранилась западная часть; восточная известна только по раскопкам фундаментов. По типу храм, вероятно, был близок к Спасскому собору в Чернигове: такая же структура вытянутого восьмистолпного плана, так же четко выраженный нартекс. Лишь размеры здания были значительно меньше, особенно в ширину. Как и в черниговском соборе, центральный купол, очевидно, был поставлен в центре здания.
    Широкий нартекс вмещает с левой стороны башню с лестницей, ведущей на хоры. Башня уже не стоит отдельно от храма (как в черниговском Спасе или Киевской Софии): она включена в объем здания и выходит на северный фасад криволинейным в плане выступом.
    Тип Спасского собора в Чернигове был повторен и в построенном в конце XI в. Борисоглебском соборе в Вышгороде, план которого известен по археологическим раскопкам. Борисоглебский собор был значительно больше Выдубицкого. Поставленный на высоком Вышгородском холме, собор был виден на много километров.
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Общий вид с юго-востока
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Общий вид с юго-востока
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря, 1108 г.: южный фасад; план; резные шиферные плиты
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря, 1108 г.: южный фасад; план; резные шиферные плиты
    Важным звеном в развитии нового типа храма был собор Михайловского Златоверхого монастыря (собор был разобран в XX в. Существует мнение (М. К. Каргер), что рассматриваемый монастырь в древности был не Михайловским, а Дмитриевским, собор которого был построен в 60-х годах XI в. ), построенный князем Святополком-Михаилом в 1108 г. в Киеве. Он представляет собой окончательно сложившийся тип шестистолпного крестовокупольного храма с его простой, статической композицией, состоящей из параллелепипеда основного объема и цилиндра барабана с полусферическим куполом. В отличие от других русских храмов первой половины XII в., в Михайловском Златоверхом соборе еще живы были традиции архитектуры XI в.: смешанная кладка стен, меандровые пояса, украшавшие фасады, круглая башня, стоявшая с северной стороны у нартекса. С южной стороны нартекса был пристроен маленький отдельно стоящий четырехстолпный храмик, служивший крещальней. Внутри собор был украшен замечательными мозаиками и фресковой росписью. Стиль этих изображений значительно отличался от Софийских, а русские надписи на фресках и мозаиках свидетельствовали о выполнении их русскими мастерами. Яркие тона мозаик создавали исключительно живописную гамму цветов. Великолепны были фресковые изображения, выполненные в мягкой, "перламутровой" красочной гамме.
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Внутренний вид
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Внутренний вид
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Изображение Дмитрия Солунского
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Изображение Дмитрия Солунского
    Из сохранившихся до нашего времени памятников киевского зодчества второй половины XI — начала XII в. один из позднейших — церковь Спаса на Берестове. Очевидно, строителем ее был князь Владимир Мономах, так как в XII в. церковь служила родовой усыпальницей Мономаховичей: в ней были похоронены Юрий Владимирович Долгорукий (1158 г.) и другие представители этой династии. Вернее всего датировать храм годами правления в Киеве Владимира Мономаха (1113— 1125). Вероятно, Спас на Берестове был церковью загородной феодальной княжеской резиденции (княжеского двора). Дворцовый характер храма наложил отпечаток на его архитектуру (сохранилась лишь западная часть храма).
Киев. Церковь Спаса на Берестове. Вид с юга
Киев. Церковь Спаса на Берестове. Вид с юга
    По типу — это крестовокупольный шестистолпный храм, близкий к Успенскому собору Печерского монастыря. Нартекс занимает значительную часть здания; в северной его части расположена крещальня, служившая одновременно княжеской усыпальницей, а в южной помещалась башня с парадной лестницей на хоры. С трех сторон к зданию примыкали притворы, перекрытые цилиндрическим и двумя полуцилиндрическими сводами, которые образовывали перекрытие, по форме воспроизводившее трехлопастную кривую. Следы стен и перекрытий в виде тесаной кладки сохранились над входом и по бокам от входа.
    В интерьере башни окна чередуются с полукруглыми в плане глубокими нишами, идущими по ходу винтовой лестницы. Необычны для древнерусского зодчества перспективные арки под хорами, на внутренней западной стене, выходящей в центральное пространство. Очень интересны сохранившиеся древние деревянные перемычки над оконными и дверными проемами; при этом надо отметить, что прямоугольные оконные проемы также редко встречаются в древнерусском зодчестве. Фасады здания украшены декоративными меандровыми фризами и крестами, выполненными из кирпича.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому