Текфур-Серай - История архитектуры

История архитектуры
Перейти к контенту

Текфур-Серай

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Поздневизантийская архитектура

Заказ работы

Введите название работы
Введите предмет работы
Введите тип работы
Введите дату сдачи
Введите email
Введите валидный email
Константинополь. Дворец Текфур-Серай, XIV в
Константинополь. Дворец Текфур-Серай, XIV в. план городских стен с надстроенным на их стыке дворцовым корпусом; часовня на наружном фасаде; детали фасадов; часть внутреннего фасада
    Короткий поздневизантийский период характеризуется довольно существенными изменениями в архитектуре. Византийская империя доживала свои последние дни. Территориально она суживалась все больше и больше и под конец была ограничена небольшой областью вокруг Константинополя и частью Греции. Византию теснили с Востока турки. Это закончилось взятием Константинополя в 1453 г. До самого своего конца византийский Константинополь продолжал оставаться самым блестящим городом Европы. Поздневизантийский период соответствует по времени эпохе готики и зарождения Ренессанса в Западной Европе и эпохе образования Русского централизованного государства в Восточной Европе. Когда в 1446 г. умер Филиппо Брунеллеско, Константинополь еще был столицей Византийской империи.
    К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя — здание, которое турки назвали Текфур-Серай. В это время Большой константинопольский дворец был оставлен двором, который помещался во Влахернском дворце, расположенном на самой высокой точке Константинополя, недалеко от того места, где сухопутные стены приближаются к Золотому Рогу. Текфур-Серай представляет собой только небольшую часть Влахернского дворца. Это летний зал и столовая, расположенная в третьем этаже (назначение помещений второго этажа осталось неизвестным) и построенная над более ранними стенами, которыми Влахернский дворец был укреплен со стороны города.
    Около Текфур-Серая находится сложный узел крепостных стен. Территория, ограниченная первоначальной сухопутной стеной города, была расширена в западную сторону другой стеной, которая ограничивала дворцовый квартал. Третья стена отходила на восток от места соединения двух первых и была обращена внутрь городской территории. Над пересечением этих стен возвышается Текфур-Серай. Его размещение на этом месте было вызвано стремлением построить летнюю столовую высоко поднятой, чтобы ее интерьер был доступен прохладным северным ветрам. На юг Текфур выходит над крепостными стенами в виде прорезанного рядом проемов этажа с выступающей вперед миниатюрной часовенкой-алтарем на консолях. На высоте стены зал был охвачен деревянным балконом-галереей на деревянных консолях.
    С севера, со стороны двора, Текфур представляет собой замечательный трехэтажный фасад. Его нижний этаж открывается аркадой из четырех проемов с крестообразным в плане столбом посередине. Справа и слева от него арки опираются на промежуточные колонны. Своды, перекрывавшие интерьеры, провалились. Планировка второго этажа не выяснена, в третьем находился один обширный зал.
    Наиболее замечателен северный фасад Текфура, выходящий во двор. Как и южный фасад, он обнаруживает кладку, отличную от кладки крепостных стен, над которыми надстроен Текфур. Это чередование обычно трех рядов хорошо отесанного камня с тремя рядами кирпича. Кладка несколько напоминает ранневизантийскую, в особенности хорошо притесанные друг к другу блоки камня. Другой отличительной особенностью кладки Текфура, по которой сразу можно определить поздневизантийское здание Константинополя, является включение камня в кладку арок. Арки нижнего этажа выложены из одного камня. Однако особенно характерны все арки двух верхних этажей, как арки оконных проемов, так и глухие арки над ними. Две или три кирпичных плитки помещены между каждыми двумя камнями при обычных широких швах, характерных для всей кирпичной кладки Текфура.
Константинополь. Дворец Текфур-Серай. Внутренний (дворовый) фасад
Константинополь. Дворец Текфур-Серай. Внутренний (дворовый) фасад
Дворцовый фасад, надстроенный над наружной стеной Константинополя около дворца Текфур-Серай
Дворцовый фасад, надстроенный над наружной стеной Константинополя около дворца Текфур-Серай
    Для последнего периода византийской архитектуры очень характерна насыщенная декоративность фасада Текфура. Окна второго этажа включены в глухую аркаду, опирающуюся на лопатки по бокам фасада и на лопатку, приставленную к среднему столбу. В промежутках между ними две лопатки приставлены к стене второго этажа и обрываются над колоннами. Оси проемов первого и второго этажей совпадают, если не считать легких сдвигов окон второго этажа по сравнению с арками первого, вызванных тем, что в первом этаже колонны тоньше, чем лопатки во втором. Эти сдвиги вносят заметное оживление в композицию фасада. Оконные проемы третьего этажа, имеющие большие четверти, а также карнизы на столбах на уровне пят арок не совпадают по своему расположению с проемами двух нижних этажей. По сторонам над крепостными стенами имеются дверные проемы, через которые верхний зал сообщался с ходом, шедшим поверх стен.
    Эти боковые проемы не входят в основную систему. Между ними имеются в первых двух этажах по четыре проема, а в третьем — пять проемов. Один из проемов приходится над столбом, однако ось проема сдвинута по отношению к оси столба. Все это усиливает живописность Текфура. Свобода и живописность композиции достигаются также тем, что здание так смело и асимметрично надстроено над комплексом пересекающихся стен.
    Живописный характер имеет самая кладка стен. В ней эффектно чередуются узкие красные полосы кирпича и сплошные полосы камня теплого желтого тона. Очень красочны желто-красные полосатые арки. В ряде мест из тех же материалов выложены разнообразные желто-красные узоры (снизу вверх): красные кирпичные бровки над каменными арками нижнего этажа; разнообразные мозаичные заполнения из мелких частиц камня и кирпича между арками второго этажа; широкая полоса, сплошь покрытая узором, отделяющая два нижних этажа от верхнего и разграничивающая различные системы проемов; орнаментальные вставки между арками верхнего этажа (за исключением одного промежутка в середине) по тому же типу, что и во втором этаже, но иные по орнаментальным мотивам.
    Торцы Текфура были первоначально завершены ступенями, как бюргерские дома в западноевропейских городах, которые повлияли на византийскую жилую архитектуру.
    Общий облик Текфур-Серая — оживленный, живописный и очень нарядный. Сдвиги проемов, аркады, общая асимметрия и, в особенности, кирпично-каменная желтокрасная декорация, созданная при помощи самой кладки, весьма украшают здание.
    Жизнерадостная полихромная декорация летнего зала Влахернского дворца свидетельствует о влиянии на византийское зодчество архитектуры южнославянских стран. В особенности в болгарской архитектуре, например в постройках Месемврии и др., гораздо раньше, чем в Константинополе, развилась наружная полихромная декорация, глубоко родственная константинопольской декорации XIV в.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому